Переулок Капитана Ванденко
Решением от 21 февраля 2016 года переулок Розы Люксембург (Корабельный район, бывший Комсомольский) переименован в переулок Капитана Ванденко
Олег Павлович ВАНДЕНКО (1935–2007)
Не знаю, о чём мечтают нынешние поколения мальчишек, искушенных компьютерными играми и Интернетом, а книжные, читающие поколения 50-70-х годов прошлого века мечтали о море, штормах и белоснежных парусах. Вот потому каждая встреча с парусником «Товарищ», приписанным к Херсонской мореходке, без сомнения, была сродни чуду и заставляла замирать мальчишеские сердца. А уж встретить гордость и морской символ Херсона в море, под всеми парусами спешащим домой, – тут уж вообще счастья на весь год хватило бы. Кто из них не представлял себя в роли капитана за штурвалом, громким голосом отдающего команды своим отважным морякам… Об этом мечтали многие, но лишь один из них смог осуществить свою мечту и стал капитаном парусника – Олег Ванденко. И немудрено, ведь будущий командир «Товарища» родился в семье военного моряка, проходившего службу на Дальнем Востоке. В 1947 году после демобилизации главы семьи капитан-лейтенанта Павла Ванденко семья переехала на постоянное место жительства в Херсон. В 1950-м после окончания школы Олег Ванденко стал курсантом Херсонского мореходного училища, которое окончил с отличием в 1955 году.
К этому времени белоснежный «Товарищ», бывший немецкий «Горх Фок», построенный в 1933-м на гамбургской верфи «Блом унд Фосс», по послевоенному договору о репарациях уже 5 лет входил в состав судов советского флота. Осенью 1951 года «Товарищ» в качестве учебного парусного судна был передан Херсонскому мореходному училищу. А уже в августе 1955-го Олег Ванденко вступил на борт «Товарища» в качестве третьего помощника капитана. Так началась его почти 30-летняя трудовая деятельность на паруснике.
Поначалу парусник за пределы СССР не выпускали – боялись провокаций. Первый свой серьезный заграничный рейс «Товарищ» совершил в 1957-м. Этот год стал началом дальних странствий «Товарища» к берегам Индии, Индонезии, Африки. Будучи уже старпомом, Ванденко продолжал совмещать работу с учебой и в 1964 году получил диплом капитана дальнего плавания. А еще через год – диплом инженера-судоводителя.
В 1968-м 33-летний Олег Ванденко становится капитаном «Товарища». Под его руководством советский парусник помимо своей главной цели исполняет и иные функции – успешно участвует в дальних походах и международных парусных регатах. Так, в 1974 году, участвуя в престижной регате «Операция “Парус-74”», несмотря на серьезный шторм, «Товарищ» под командой капитана Ванденко в очередной раз стал победителем. Спустя два года регата «Операция “Парус-1976”» вновь завершилась победой советского парусника. По приглашению иностранных государств «Товарищ» принимает участие в различных национальных торжествах за границей. Совершает дипломатические миссии, становясь как бы визитной карточкой Советского государства и, конечно же, Херсона, к которому был приписан. Частыми в этот период оказываются визиты доброй воли с посещением различных стран, где в портах на экскурсию на борт советского парусного судна стремились попасть тысячи желающих.
К сожалению, время быстротечно и неумолимо. Построенный в 1933-м парусник к средине 1990-х годов был уже «глубоким дедушкой». Однако восторженным зрителям, видевшим парусник лишь снаружи у причальной стенки на набережной проспекта Ушакова в Херсоне и далеким от «внутренней кухни», невдомек было, сколько сил и энергии приходилось затрачивать его капитану для того, чтобы «Товарищ» всё так же находился в строю. А ведь в самом разгаре были годы, о которых позже скажут «лихие девяностые», когда было положено начало развалу экономики и связям нового суверенного государства. К тому же, как оказалось, в отличие от СССР престижный парусник для Украины стал ненужной обузой…
Как бы там ни было, в мае 1993-го под командованием Олега Павловича, бывшего тогда уже начальником Херсонского мореходного училища, «Товарищ» в первый и последний раз под украинским флагом принял участие в международной парусной регате, в которой, несмотря на свой возраст, занял почетное третье место. Но даже это весьма престижное для Украины событие не привлекло внимания чиновников к судьбе гибнувшего парусника. Полное отсутствие финансирования обрекло барк на верную гибель. Что мог сделать его капитан и что он не сделал? Однако власть имущие решили по-другому: «Никакой исторической ценности для Украины парусное судно “Товарищ” не представляет», – высказался в интервью одной из украинских газет в 1997 году председатель департамента морского и речного транспорта Украины Грушевский.
Тем не менее капитан «Товарища» боролся за судьбу своего судна до конца… Это был, пожалуй, самый тяжелый период в жизни капитана Ванденко. Вместо поддержки и решения проблем – интриги, беспочвенные обвинения, закулисная возня… Всё было сделано для того, чтобы именно его сделать виновным в гибели парусника и убрать капитана Ванденко с должности начальника училища. Стоит ли говорить, что это удалось…
С 1999 года Олег Павлович Ванденко работал в центре подготовки плавсостава, исполнял обязанности капитана-наставника судоходной компании «Вектра». Умер капитан прославленного «Товарища» в ноябре 2007-го.
…На набережной Херсона, в конце проспекта Ушакова, над гладью вод открытый всем днепровским ветрам возвышается памятник Первым корабелам – большой трёхмачтовый парусник. Старожилы города помнят: рядом с ним было место швартовки белоснежного парусного барка. Наверное, потому-то и называют они по привычке бронзовый памятник «Товарищем», отдавая дань памяти и уважения судну из прошлого и его легендарному капитану Олегу Павловичу Ванденко.
Теги: имя улицы