Первая монография об Алексее Кручёных
Из Германии пришло известие: в конце октября 1992 года в мюнхенском издательстве “Verlag Otto Sagner in Кот miss ion” вышла 168-страничная книга херсонского литературоведа Сергея Сухопарова «Алексей Кручёных: судьба будетлянина». Вышла не сама по себе, а в престижной, известной в филологическом мире серии “Работы и тексты по славистике , которую с 1973 года издает профессор Кёльнского Института Славистики, один из крупнейших западных специалистов по русской литературе Воль-фанг Казак.
Во вступительном слове под названием “Поэт запоздалого признания. Предисловие к первой монографии об А.Кручёных”, В.Казак оценивает поэта как одного из значительнейших русских футуристов, посвятившего свое творчество воплощению новых форм в поэзии и живописи, снискавшего большое признание на том этапе революции в искусстве”.
Говоря об авторе книги, ее издатель и редактор подчеркивает, что она «была написана в Херсоне» , а сам С.Сухопаров «принадлежит к ведущим поборникам того, чтобы Кручёных вошел в русскую, издаваемую в России, литературу». Вообще же, об авторе монографии говорится достаточно подробно: о том, что «с 1984 года он стал писать о Кручёных в украинских газетах», в 1986 году «содействовал проведению в Херсоне первого симпозиума по Кручёных в связи со 100-летним юбилеем», тогда же он написал и выпустил 17-страничную брошюру о поэте — первую самостоятельную работу о нем, после коллективной книги статей 1925 года “Жив Кручёных!”. В.Казак сообщает и такую примечательную деталь: С.Сухопаров сам набрал текст своей книги на компьютере (в декабре 1991 года в Кёльне), и тем самым она, с технической точки зрения, как бы продолжает традиции книг Кручёных, который почти все свои многочисленные издания набирал и печатал самостоятельно.
Что представляет собой первая биография легендарного поэта? Она состоит из 10-ти глав, в которых, по хронологии, повествуется о его жизни и творчестве. Почти две ее главы посвящены “херсонскому, дофотуристическому, периоду его биографии, отдельно рассматривается вхождение поэта (а начинал он как профессиональный художник) в русский футуризм, много рассказывается и об изобретенном им поэтическом заумном языке, активной деятельности на Кавказе в 1915-1921 годы, участию в “левом фронте искусств”, возглавлявшемся В.Маяковским, трудностях существования изгоя официальной советской литературы начиная с 1930 года (умер поэт в 1968 году, в возрасте 82 лет), запоздавшем внимании к нему в последние годы его жизни.
Книга также включает раздел “Примечания” (126 позиций, подчас содержащих весьма ценные данные о поэте), наиболее полную на сегодняшний день “Библиографию самостоятельных изданий А.Кручёных 1910-1922″, составленную В.Казаком (2 раздела, 124 позиции) и репринтное воспроизведение программы научной конференции в честь 100-летия Кручёных, проводившейся в 1986 году в Херсоне.
Несмотря на некоторые, вполне нормальные в издательском деле, недочеты монографии, по ее прочтении нельзя не согласиться с заключительной фразой из предисловия В.Казака: “… книга Сухопарова… направлена на то, чтобы заполнить пробел в познании русской литературы и помочь дальнейшим исследованиям”.
Издание приятно поражает великолепным полиграфическим исполнением и удачно подобранными 30 иллюстрациями — шедеврами русской авангардной живописи начала XX века.