Знаменитому флотоводцу — 260 лет
За долгие годы службы на флоте адмирал Федор Ушаков командовал многими кораблями Черноморского флота. Но так случилось, что начало службы, первые сражения и последний боевой поход адмирал совершил на кораблях, носящих одно имя, — «Святой Павел». Это название боевого судна вводило в заблуждение историков и писателей, которые путали даты событий, не ведая, о каком же корабле идет речь. Писатель С. Н. Сер-геев-Ценский в повести «Флот и крепость» писал: «Но он (Ушаков) готовился не только руководить боем; ни одно сражение из всех, им данных, не обходилось без его личного участия, и корабль «Святой Павел” обычно брал на себя труднейшую задачу. Это был уже несколько старый корабль, который строился в Херсоне еще при Потемкине». К сожалению, автор повести допустил ошибку: в его произведении речь идет о штурме крепости Корфу (1799 год), а «Святой Павел» херсонской постройки (1784 год), отслужив свой срок (время службы деревянных кораблей составляло 11 лет плюс 5 после капремонта), был пущен на дрова. Да и артиллерийское оснащение у этих кораблей было разным: «херсонец» имел 66 орудий, а описываемый корабль — 94.
«Св. Павел»-1. Весной 1776 года Федору Ушакову было присвоено очередное звание — капитан-лейтенант. 14 июня того же года он получает в командование фрегат «Святой Павел», построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Задачей корабля было охранное обеспечение первых торговых судов, направляющихся в Константинополь. В секретном ордере на Ушакова возлагались также разведывательные действия: «…Где будете и при портах или случится приставать к каким берегам и островам жилым или пустым, сколь возможно стараться описывать обстоятельно и сочинять планы и виды берегов в прешпекте снимать». Почти три года Ушаков сопровождал торговые экспедиции в Черное и Средиземное моря. За это время офицер приобрел много познаний в области мореплавания в западно-европейских водах, подробно ознакомился с иностранными кораблями и способами их управления. Особое внимание он уделил турецкому флоту — одному из лучших в Европе. Пробыв в заграничных плаваниях почти три года, 24 мая 1779 года Ушаков поставил «Святой Павел» в Кронштадтской гавани и сдал командование кораблем.
«Св. Павел»-2. 1783 год. Адмираптейств-коллегия направляет капитана уже 2-го ранга Ушакова в Херсон на достройку и командование линейным кораблем № 4, названным впоследствии «Святой Павел». Сухие, ломкие и пожелтевшие архивные документы донесли до нас сведения о спуске корабля и выходе его в открытое море.
«13 октября 1784 года.
Построенный на здешней верфи (Херсонской) корабль сего октября 12 числа пополудни в 3 часу в присутствии всех знатных обоего пола персон и немалого числа зрителей спущен на воду благополучно.
Вице-адмирал Я. Ф. Сухотин».
«2 сентября 1785 года.
Корабль «Св. Павел” под командою господина капитана Ушакова, минувшего августа 24 числа прибыл уже в Севастополь. Я могу об нем, г-не Ушакове, свидетельствовать всегдашнюю его исправность, попечение, а особливо при сем случае доказал онную…
Вице-адмирал Я. Ф. Сухотин».
Будучи уже контр-адмиралом, Федор Ушаков не ошибся в выборе флагмана Черноморского флота. Им стал «Святой Павел». Именно на его шканцах (место командира) в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов Ушаков одержал три победы, каждая из которых внесла серьезный вклад в развитие не только российского, но и мирового военно-морского искусства: 19 июля 1790 года — Керченское сражение; 9 сентября 1790 года — бой у острова Тендера, и вошедшая в классику морских сражений победа над турками 11 августа 1791 года у мыса Калиакрия.
И хотя «Святой Павел» только «прожил» первую половину отпущенного ему срока, бой был для него тяжким. Корабль разряжал свои борта только прицельными залпами. Он действовал как одна громадная пушка. Море вокруг флагмана кипело от турецких ядер и брандскугелей. Вражеские книппеля рвали реи, крушили ванты и с треском рвали паруса. Как вдруг наступила оглушающая тишина. Турки задраивали порты орудий и распускали паруса, пытаясь скорее выйти из зоны обстрела российских кораблей. Ушаков снял с головы парик и утерся им как полотенцем: «Это виктория. Дай Бог».
«Св. Павел»-3. Федор Федорович тогда, во время боя у мыса Калиакрия, ни сном ни духом не ведал, что корабельный мастер С. И. Афанасьев по повелению князя Григория Потемкина не только спроектировал корабль 90-пушечного ранга, но и заложил его 20 ноября 1791 года на стапеле Николаевского адмиралтейства. За день до этого над Николаевским портом капитан бригадирского ранга И. Т. Овцин сообщил члену Черноморского адмиралтейства правления статскому советнику М. Л. Фалееву: «К закладке 90-пушечного корабля все надобные члены приготовлены, фор- и ахтер-штевни подняты, и теперь нужно только ваше приказание, когда соизволите его заложить».
Официально «Святой Павел» считается построенным на верфи Николаевского адмиралтейства, но в «жилах» его была и «кровь» труда херсонских корабелов. В ходе строительства корабля оказалось невозможно изготовить рангоут силами николаевских корабелов. Поэтому представляет интерес обнаруженная только в конце прошлого века заказная ведомость на полный комплект рангоута для «Святого Павла». Николаевская портовая контора обратилась с ходатайством в интендантскую экспедицию Черноморского адмиралтейского правления об изготовлении ряда крупных рангоутных элементов в Херсонском адмиралтействе. Постройка корабля продвигалась медленно по ряду причин: это и окончание войны с Турцией, и смерть князя Григория Потемкина, и снижение ассигнований. «Черноморское правление хотя все меры прилагало о приумножении флота скорейшим окончанием корабля 90-пушечного, — докладывал вице-адмирал Николай Мордвинов Екатерине II в январе 1794 года, — но, будучи всегда в крайнем денежном недостатке, не могло произвесть намерения своего в действо…» Корпус корабля был спущен на воду 9 августа 1794 года. Но понадобилось еще три года на достройку, установку мачт и артиллерийского вооружения (кстати, все орудия разных калибров были отлиты на херсонском литейно-пушечном заводе), прежде чем корабль вышел в море на ходовые испытания. Вид у него был грозен и внушителен: длина 54,86 метра, ширина 15,24 метра, глубина трюма 6,25 метра; высота мачт (полная): фок-мачта 60, грот-мачта 70, бизань-мачта — 45, длина бушприта 40 метров; общая площадь одновременно поднятых парусов составляла 3000 квадратных метров; вооружение 94 орудия; экипаж 600 человек.
Когда в 1798 году Ушаков комплектовал Черноморскую эскадру для похода в Средиземное море с целью освобождения Ионических островов от французских оккупантов, в качестве флагмана без альтернатив был выбран «Святой Павел». В этом походе адмирал не только «поставил на колени» наполеоновский флот, но и доказал, что корабли могут штурмовать и брать французские крепости-твердыни. После сдачи крепости Корфу главным комиссаром Дюбуа и главнокомандующим французскими силами, дивизионным генералом Шабо, один из их парламентариев капитан Бэллер писал: «Русский адмирал принял нас в кают-компании на корабле «Святой Павел». После обычных приветствий вице-адмирал Ушаков велел подать нам кофе. Ушакову около пятидесяти лет. Он кажется суровым и сдержанным. Адмиральский корабль «Святой Павел» хорошо построен и вооружен бронзовыми пушками. Так же, как и прочие. Это судно содержится очень чисто и в хорошем порядке».
Высшую оценку кораблю дали английские офицеры и неаполитанский министр, кавалер Мишеру, бывшие в составе экспедиции русского флота в качестве наблюдателей.
6 июля 1800 года Черноморская эскадра взяла курс на родину. Практически для Ушакова это была финишная прямая его послужного списка.
…Вечерело. Пробили склянки. Адмирал грустным взглядом обвел корабль и, закутавшись в плащ, медленно направился в свою каюту.
Не будем идти за ним. Запомним Ушакова на палубе, под парусами его последнего корабля — «Святой Павел».