Греческая церковь
Так называют её херсонцы вот уже третье столетие. А полное и официальное имя звучит иначе: Свято.Рождества.Богородичный (Греко.Софиевский) храм. Богослужение в нём не прекращалось на протяжении всего его существования
Его архитектурой и внутренним убранством любовались и восхищались. В нём молились Григорий Потемкин, Иван Ганнибал, Александр Суворов, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Йосип де Рибас, Павел де Волан. Многие херсонцы по сей день считают первой фундаментальной церковью Екатерининскую. Но это не так Громоподобные залпы (русско-турецкая война 1768— 1774 годов) орудий российской эскадры, которые пускали на дно десятки турецких кораблей, докатились до небольшого греческого острова Хиос (площадь 830 кв. км) в Эгейском море. Островитяне восприняли их как сигнал борьбы за независимость от турецкого ига. Отличные мореходы и храбрые воины, греки пополнили личный состав эскадры Алексея Орлова. Война закончилась победой России, но большинство островов, населенных греками, в том числе и Хиос, остались в границах Османской империи. Избегая мести турков, хиосцы покинули остров и отправились осваивать строящийся новый город юга России — Херсон. Кроме личных вещей и нехитрого скарба, островитяне погрузили на корабли иконостас, предметы и утварь богослужения своей приходской церкви, чтобы они не остались на поругание иноверцам.
С позволения Ивана Ганнибала в Херсоне они основали Греческое предместье (квадрат сегодняшних проспекта Ушакова и улиц Коммунаров, Краснофлотской, Ленина). А их добродушные приветствия: «Кали мера, кали спера» («добрый день, добрый вечер») никого из херсонцев больше не удивляли.
Греческую диаспору в Херсоне возглавили братья Дмитрий, Афанасий и Степан Гунаропуло. Это они осенью 1778 года обратились к Ганнибалу с просьбой разрешить строительство православного храма во имя Святой Софии. В том же году была построена небольшая глинобитная на основе деревянного каркаса церковь. Её престол освятил архиепископ Никифор 10 ноября 1778 года. Глубо коверующие и трудолюбивые греки в следующие два года возвели храм в том виде, в каком он предстает ныне перед нами. Если все херсонские церкви и соборы построены по типу крестово-купольных сооружений, то Греческая представляет собой базилику (архитектурный тип строительства храмов, применяемый ещё со времен Римской империи). Есть ещё одно отличие от всех православных церквей: на третьем ярусе колокольни установлены четыре резные из дерева в натуральную величину статуи апостолов-евангелистов.
В преддверии юбилея — 225-летия — церковь основательно подвергли ремонту. Кресты и купола покрыли листами из нержавеющей стали с напылением под позолоту. Но наибольшую ценность храма представляет его внутреннее убранство. Посетителей церкви более всего поражает огромный пятиярусный иконостас, вырезанный из орехового дерева. Он, как и 104 иконы, помещенные в нем, является шедевром искусства XVIII века. В храме сохранились книги и предметы богослужения, которые представляют историческую и художественную ценность: Евангелие 1719 года издания, потиры (сосуды для причастия) 1787 и 1897 годов изготовления, три напрестольных кресла XIX века. А иконы Преображения Христа и Успения Божьей Матери (XVIII век), помещенные в резные киоты из дерева, могли бы стать украшением любого музея.
Настоятель храма Зиновий Пальжок так отозвался о храме-юбиляре: «Для верующих наша церковь ассоциируется с Ноевым ковчегом. Греки, построившие её, удачно выбрали место для здания — почти на берегу Днепра. С реки храм напоминает корабль, причаливший к херсонской пристани. Круглые окна храма усиливают это впечатление. И вот уже 225 лет наша церковь продолжает быть средоточием духовной жизни прихода и хранителем созданных традиций».
P.S. Настоятель Греческой церкви во время немецкой оккупации Херсона (1941-1944 годы) Серафим Яковлевич Ожиговский после войны был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне (1941-1945 годы)». В разделе наградного листа «Краткое изложение заслуг» отмечено: «За проведение церковно-, патриотической работы». Этой работе обязаны жизнью десятки херсонцев, которых священник спас от угона в Германию и 15 раненых бойцов Красной Армии, получивших медицинскую помощь, тепло и приют в доме священнослужителя Греческой церкви.
Купола Греко-Софиевского храма. Современный вид