Группа «Поиск»
14 августа 1941 года отдельные группы советских войск, выходя из окружения, прорывались к Херсону. Части Красной Армии, отступая, переправлялись через Днепр в полном беспорядке, бросая остатки техники, даже раненых.
Местные партийные советские органы НКВД сбежали. В городе царствовала полная анархия. Население грабило магазины, на улицах происходили драки и убийства. Выведены из строя водопровод, электростанция, хлебозавод, оставив местное население без воды, хлеба, электричества. В это же время на элеваторе находилось 42 тысячи тонн пшеницы. В цистернах находились десятки тонн бензина и нефти, в городе были большие запасы консервов, спиртного, вин и одежды. Виновниками этих преступлений в Херсоне были начальник УНКВД по Николаевской области (Херсон входил в Николаевскую область) и его заместитель по кадрам И. Л. Малеванный, которые после оставления Николаева прибыли в Херсон, и, находясь в нетрезвом состоянии, допустили там панику и другие явления, вывели из Херсона аппарат отдела НКВД, межрайонный отдел НКГБ, в результате чего город остался без власти.
Прибывший в Херсон 16 августа штаб 9-й Армии генерал-полковника Я.Т. Черевиченко в тот же день переправился через Днепр в Цюрупинск. Местные партийные и советские организации были разысканы и найдены в Алешках (Цюрупинск) после чего их под конвоем доставили снова в Херсон. Остатки девятой армии в тот же день перешли Днепр оставив в Херсоне раненых, но из госпиталя раньше были вывезены на левый берег Днепра местное население и молодежь с дунайской флотилии, бросились искать врачей и хирургов, весь медперсонал был вывезен полностью тоже.
Кто-то из местных вспомнил, что в городе осталась пенсионерка, хирург Воронцова Антонина Петровна. В 1939 году она ушла на пенсию, отдав людям 33 года все свои знания и умения. Несмотря на то, что она была из «бывших» и подвергалась не один раз необоснованным репрессиям. А ведь она была активной участницей октябрьской революции и была одна из первых, которая организовав летучие госпиталя, помогала раненым в Петрограде и в других местах. После репрессий за то, что она была из семьи князей Воронцовых, ей пришлось уехать в Херсон. Где ее часто унижали и преследовали за социальное происхождение.
Несмотря на то, что власти и советское командование бросили на произвол судьбы тяжело раненых 128 человек защитников Одессы прорвавшихся с боями из окружения, а госпиталя уже были эвакуированы, Антонина Петровна с моряками Дунайской флотилии в здании поликлиники водников быстро организовали госпиталь. И в течении двух дней прооперировала всех раненых. После этого она договорилась с рыбаками и на шаландах переправили раненых на левый берег, где еще находились наши советские войска. Сдав по списку всех раненых, ее еще долго допрашивали не шпионка ли немецкая?
Когда из-за бездарности Мехлиса был разгромлен советский морской десант Керчь-Феодосия, то немцы всех советских раненых на поезде вывезли в Херсон. Самых тяжелых поместили в здании Херсонской тюрьмы на Перекопской.
Немецкое командование вызвало к себе Воронцову и попросило, чтобы она помогла советским тяжело раненым морякам. Она не колеблясь согласилась. Когда ей показали раненых, она ужаснулась: на голом полу лежали наши моряки на гнилой соломе, многие без рук или без ног, в тяжелом состоянии. Ей дали двух медсестер и двоих санитаров. Она потребовала кровати, матрацы, материал. В тот же день огромная машина привезла кровати, их привезли точно 160, по количеству находящихся в тюрьме раненых. Немецкое командование выделило все, что она просила, медикаменты, перевязочный материал и более-менее питание для моряков. В этой тюрьме она организовала операционную и почти всех она оперировала. Ни один моряк не умер, а перед приходом наших войск они были переведены в областную больницу на 2-й и З-й этаж.
За спасение советских раненых после войны Воронцова Антонина Петровна была награждена Советским правительством медалью за Победу над Германией. Умерла Воронцова в Херсоне в 1957 году и похоронена на старом Херсонском кладбище.
Сергей МАКАРОВ, краевед