Старые здания на улице Перекопской
В прошлых публикациях, совершая виртуальное путешествие по главной улице старого Херсона Почтовой (ныне проспект Ушакова), мы познакомились с историей Мореходного училища и с первым городским биоскопом (кинотеатром), носившим громкое название «Американский биоскоп». Хотя местный биоскоп к Америке имел такое же отношение, как к Китаю. Американским он был, пожалуй, потому, что все «сногсшибательные» новинки традиционно попадали к нам из далёкого «забугорья», а посему уже в само название была вложена «скрытая» реклама… Продолжим нашу прогулку нынешним центром Херсона сквозь времена и годы…
Здание 2-й Мариинско-Александровской гимназии
Раз уже мы познакомились в одной из наших краеведческих публикаций с площадкой физического воспитания детей, а в прошлом номере – со старейшей Херсонской мореходкой, располагавшимися на Пестелевском бульваре напротив Александровского парка, то, пожалуй, стоит вспомнить и о других не менее примечательных зданиях старого Херсона, находящихся здесь же. Этот сравнительно небольшой участок нынешней улицы Перекопской состоит из исторических по-строек конца XIX – начала ХХ века.
Интересно, что на плане 1892 года, составленном херсонским городским землемером Щелкуновым, показан обширный пустырь Ярмарочной площади, на котором тогда были отмечены лишь здание мореходного училища и соседствовавшая с ним ночлежка Фальц- Фейна, выходившая фасадом на Почтовую.
С 1895 года этот участок Пестелевского бульвара испытал строительный бум. В 1896 году был освящён возведённый здесь красивый учебный корпус 2-й Мариинско-Александровской гимназии с устроенным перед фасадом изящным сквериком и аккуратной кованой оградой (фото № 1). К сожалению, гимназическим здание оставалось всего лишь два десятилетия. Причиной тому послужила разразившаяся революция. В послереволюционные годы, когда гимназия была уже закрыта, её здание использовали под воинские казармы. Осенью 1917 года из Эстляндии (северная часть Эстонии) в Херсон был эвакуирован из Юрьева (ныне Тарту) учительский институт, который за неимением постоянного помещения в то тяжёлое время вынужден был ютиться по съёмным квартирам. Лишь в апреле 1919 года была решена проблема его размещения в Херсоне: «Обсудив вопрос о предоставлении помещения для Юрьевского учительского института, губисполком предложил губвоенкому приготовить помещение в бывшей каторжной тюрьме для размещения там красноармейцев, а занимаемое красноармейцами здание 2-й женской гимназии предоставить для Юрьевского института», – сообщала херсонская газета «Известия» 18 апреля 1919 года. Юрьевский институт был преобразован уже в июле 1919 года в Херсонский государственный педагогический институт. Ныне в историческом здании 2-й Мариинско-Александровской гимназии размещается один из факультетов Херсонского государственного университета, который в этом году празднует свой столетний юбилей.
Храм великомученицы царицы Александры
Спустя два года после постройки и освящения учебного корпуса 2-й Мариинско-Александровской гимназии, 31 мая 1898-го, состоялась торжественная церемония закладки гимназической церкви, средства для которой были пожертвованы Тропиным, Волохиным, Спозито и другими известными в Херсоне меценатами. Новый храм органично вписался в пространство меж двух учебных заведений – женской гимназии и мореходного училища. 14 августа 1902 года на колокольню были подняты колокола, а ещё через 10 дней храм великомученицы царицы Александры был освящён.
Спустя 20 лет, уже в советское время, на волне борьбы с религией храм неоднократно порывались закрыть. В конце 1920-х намерения осуществили. С колокольни были сняты для дальнейшей переплавки колокола, с куполов – кресты, уничтожены иконы и не представлявшие ценность для вандалов утварь и книги. После придания храму «надлежащего вида» помещение передали педагогическому институту для мастерской. Лишь спустя семь десятилетий, 26 апреля 1992 года, храм был вновь возвращён верующим.
Отделение Государственного банка и Городская аудитория
Ещё два исторических здания, ныне находящиеся на соседнем квартале на улице Перекопской, Херсонское отделение Государственного банка и Городская аудитория (народный дом) построены здесь практически в одно время, в 1903 году.
Здание Государственного банка сохраняло свои целевые функции вплоть до оккупации Херсона в 1941 году. С 1923-го здесь находился Херсонский уездный финансовый отдел (Уфинотдел). После освобождения города от фашистов, с 1944-го по 1990-е годы в здании размещался военный госпиталь. В настоящее время – управление Национального банка Украины в Херсонской области.
О Городской аудитории (ныне это – Областной дворец культуры, до этого – Дом офицеров) можно рассказывать долго и много, ведь это здание всегда было связано с культурной и творческой жизнью старого Херсона. Помнит оно самодеятельных и профессиональных артистов далёкого прошлого. Здесь давали спектакли украинские и еврейские национальные труппы, покоряли публику актёры, музыканты – композитор Александр Скрябин, пианист Йозеф Гофман или непревзойдённая украинская актриса Мария Заньковецкая. Зачастую в стенах Город-ской аудитории организовывали художественные выставки, на которых представляли работы художники. Например, уроженец Херсона, авангардист с мировой славой Владимир Баранов-Россине, закончивший жизнь в немецком концлагере Аушвиц в 1944 году. Тем, кто не знаком с творчеством прославленного херсонца, интересно будет узнать, что его картина «Ритм» (Адам и Ева, 1910 г.) продана в 2008 году на аукционе Кристис в Лондоне за 2,72 миллиона фунтов стерлингов.
Или, скажем, нашумевшая и нещадно обруганная в местной прессе выставка футуристов Бурлюков: «Открывшаяся третьего дня выставка картин художников Бурлюков разместилась в три ряда во всю длину залы в городской аудитории. Выставлено художниками свыше 200 полотен, все – в духе “новейших течений современной живописи”. Тут – “пуантилизм” (письмо точками), “импрессионизм”, “примитивизм”. Но всё слишком “примитивно”, грубо, по-ученически. Следуя по пятам за апостолами “нового искусства”, г.г. Бурлюки однако дальше простого кривляния не идут. Выставка такого рода, несомненно, является новинкой у нас. Тем не менее, побывав на ней, публика познакомится лишь с отрицательными сторонами декадентства», – писала в 1907 году херсонская газета «Родной край».
А вот образчик, подчёркивающий ещё одну направленность этого общедоступного культурного центра в старом Херсоне: «Со вчерашнего дня в городской аудитории открылась лотерея-аллегри, устроенная баронессой А. М. Гревениц в пользу херсонской общины сестёр милосердия Красного Креста. Среди выигрышей – масса ценных вещей, в том числе пианино, фаэтон с лошадью и упряжью, корова, гарнитуры, самовары, граммофоны, машины (интересно, что подразумевалось под этим словом? Однако явно не автомобиль. – Прим. автора), серебряные вещи, ковры и проч.», – писали «Херсонские новости» в 1913 году.
Ну и, конечно же, в репертуаре аудитории были общедоступные благотворительные концерты, народные гуляния, новогодние маскарады, семейные вечера и лекции. А ещё городская аудитория располагала хорошей библиотекой художественной литературы. Словом, всё это в полной мере оправдывало название здания Народный дом. В 1912 году в одно из помещений аудитории был переведён из Херсонского музея древностей «Педагогический музей имени Н. И. Пирогова». В 1917-м, сразу же после революции, в его стенах расположилась самодеятельная труппа Украинского народного театра.
Чуть позднее, в средине 1920-х, в свете новой большевистской идеологии Народный дом стал называться официально Домом просвещения. Конечно, ныне здесь уже не было места «буржуазным танцулькам» и развлечениям, признанным пережитком старого буржуйского общества. Теперь в нём всецело отдавали первенство политическому воспитанию нового советского человека. Кстати, на волне «всеобщей советской украинизации» с 1927 года Дом просвещения стал учебным центром украиноведения.
После освобождения Херсона от фашистов в 1944 году вплоть до конца 1980-х в этом здании размещался Дом офицеров Херсонского гарнизона. В нём демонстрировали фильмы, проводили концерты. Многие херсонцы, чья молодость пришлась на эти годы, ещё помнят «не юношеский» возрастной контингент, посещавший танцевальные вечера в Доме офицеров, что давало повод шутникам называть его домом последних надежд. Для молодёжи же в те времена «центровыми» танцплощадками были «Ромашка» в парке имени Ленинского комсомола (ныне «Херсонская крепость») и «Клетка» в парке имени Ленина (ныне парк Шевченковский).