Когда в Херсоне появилось кино
Всё когда-то бывает впервые. Осенью 1778 года был заложен первый камень в основание Херсона. В середине 1880-х херсонцы познакомились с велосипедом. Примерно тогда же состоялось их знакомство с фонографом, граммофоном и оргофоном – воспроизводящими звуки устройствами. О первом проводном телефоне впервые узнали в 1896-м, когда на углу Суворовской и Воронцовской улиц была открыта первая в Херсоне телефонная станция. Ну а с кинематографом херсонцы познакомились в 1901 году
Первое знакомство горожан с настоящим синематографом Люмьера, прототипом современного кино, произошло в октябре 1901 года. Заезжий предприниматель демонстрировал короткую и примитивную киноленту в помещении городского театра. Конечно же, никогда не видевшие ничего подобного обыватели были в восторге! Ещё бы, они впервые узрели ожившее и почти по-настоящему живое, ну разве что не говорящее изображение!
До сего часа нечто очень отдалённо напоминавшее примитивное кино демонстрировали только в ярмарочных балаганах. Через объектив кинетоскопа там можно было наблюдать за сменой изображений, имитировавших примитивное отрывистое движение. Но на большом экране синематографа персонажи жили своей индивидуальной жизнью! С первых же своих робких шагов кинематограф в Херсоне завоевал множество горячих поклонников, с нетерпением ожидавших приезда очередного киношника-демонстратора в город. Когда же в прессе появлялось сообщение о запланированном сеансе синематографа, Херсон оживал…
Всё же началом эпохи херсонского кино, пожалуй, стоит считать 1903 год. Местный «Родной край» писал: «25–26 мая на сцене театра демонстрируется “Американский биоскоп” – усовершенствованный матограф. Картинки, отражённые на экране синематографом, представляют собой крайне любопытное зрелище. Для тех, кто имеет смутное представление о синематографе и никогда не видел его: иллюзия до того сильная, что трудно отрешиться от подозрения, что за прозрачным экраном находятся живые люди. Многие из картин скомбинированы чрезвычайно эффектно и остроумно, вызывают в публике, особенно в детях, неподдельный восторг и горячие аплодисменты. Жаль только, что все картины сопровождаются сильным мельтешением, отчего глаза сильно утомляются, и порой трудно бывает разобраться в картинах при той быстроте, с которой они сменяют друг друга».
«Американский биоскоп» предпринимателя-демонстратора Луи Ахтерова стал первым в Херсоне стационарным кинотеатром, у которого в 1905–1906 годы на улице Суворовской, против входа в Александровский парк, появилось своё помещение. Позже Ахтеров открыл магазин, в котором предлагал херсонцам фотоаппараты, химикаты для обработки фотопластин и даже… домашние биоскопы с полным набором демонстрационных лент на любой вкус. Причём стоимость домашнего кинотеатра с небольшим набором коротеньких примитивных фильмов в то время была вполне демократичной – всего лишь от 7 рублей.
С 1906 года количество херсонских биоскопов начинает непомерно расти. Узрев в новой отрасли существенную выгоду, владельцы трактиров наперебой спешили в городскую управу за разрешением для установки и демонстрации фильмов в своих питейных точках.
По сообщению херсонской газеты «Югъ», некий местный предприниматель обратился даже с предложением установить на оживлённой Суворовской экран для демонстрации торговой рекламы. Но городская управа решала подобные вопросы в отрицательном смысле, а после грандиозного пожара синематографа в Бологом, унёсшего множество жизней, стала более осмотрительной. Как бы там ни было, кинематограф в Херсоне процветал, а залы никогда не оставались пустыми. Чтобы поддержать на должном уровне киноажиотаж в городе, конкурирующие владельцы биоскопов начали осваивать новые формы привлечения в свои заведения публики. Киносеансам предшествовали выступления разножанровых артистов: певцов, музыкантов, декламаторов, иногда даже специально приглашённых отечественных и иностранных. Конечно, каждый владелец ревностно следил за рынком новой кинематографической техники, пытаясь увеличить доходность своего пред-приятия за счёт приобретения самой последней новинки. «В воскресенье 16 и понедельник 17 мая даны будут два больших представления театрографа, говорящая и пою-щая живая фотография, а также будет демонстрироваться театральный биоскоп. Демонстратор Яков Куперман», – кричали афиши, и публика спешила на представление.
Конечно, «живая фотография» говорила и пела голосом сидевшего за экраном человека – до начала эпохи настоящего звукового кино оставалось ещё долгих 20 лет. Специальные актёры-имитаторы, хорошо владевшие голосами, оживляли немую кинокартинку. А общим фоном для фильма служил аккомпанемент стоявшего в зале фортепиано, за которым гордо восседал приглашённый тапёр.
Кстати, именно демонстратора «говорящего и поющего» театрографа Якова Купермана можно назвать одним из самых удачливых и деятельных владельцев биоскопов. Одним из первых Куперман заключил контракт с русскими и иностранными фабриками по производству картин, договорился об оперативной поставке в Херсон новейшей продукции кинофирм, ввёл прокат и продажу населению фильмов. Купермана можно назвать и первым херсонским кинооператором, так как именно он ввёл в своём биоскопе очередную новинку – показ собственноручно снятых фильмов. Кроме лент типа «Король и королева Румынии на прогулке в саду» в его «Парижском иллюзионе» демонстрировали фильмы на местные херсонские темы: «Полёт авиатора Костина», «Праздник древонасаждений в Херсоне», «Встреча чудотворной Касперовской иконы Божьей Матери» и другие.
Вслед за ним начали снимать актуальное кино другие хозяева биоскопов, а владелец биоскопа, располагавшегося против городского театра, Георгий Зайлер за свои фильмы был удостоен целого ряда иностранных наград. В 1910-м сын Зайлера Михаил ввёл очередную новинку – перед началом каждого сеанса стал демонстрировать киножурнал последних событий – «Пате журнал». Эта форма кинопоказа оказалась долговечной и даже обязательной в советских кинотеатрах, где каждый сеанс художественного фильма начинался с просмотра документального киножурнала.
В 1914 году владелец художественного театра миниатюр Писаренко приобрёл монопольное право на устройство в Херсоне новейшего изобретения Эдисона – кинетофона – примитивного прибора, соединившего кинодемонстрационный аппарат и граммофон. Фонограмма, записанная на специальных грампластинках, воспроизводилась на граммофоне при демонстрации фильма. А так как синхронизировать артикуляцию (движение губ персонажа) и звук не удавалось, то звукооператору приходилось притормаживать или, наоборот, разгонять пластинку пальцем… Можно представить, какое было качество звукового сопровождения фильма! Персонажи то пищали голосом Буратино, то, наоборот, рычали голосом Карабаса. Случалось, иголка заедала и начинала квакать на выщербленной звуковой канавке, провоцируя смех зрителей в самом неподходящем эпизоде.
«Несмотря на получающуюся по временам полную иллюзию, до технического совершенства кинетофону ещё далеко. Звуки – типичные граммофонные, глухие и шипящие. Пение и музыка передаются ещё сравнительно недурно, но человеческая речь вызывает невольный смех», – сообщали херсонские газеты того периода. Но хотя кинетофон не имел ожидаемого успеха у публики, это была первая попытка создания звукового кино, которую зафиксировали для будущих поколений старые херсонские газеты.