По местам казацкой славы на Херсонщине
Уже стало традицией: ежегодно в Международный день туризма старейшины типі отрасли на Херсонщине собираются вместе. В нынешнем году их встреча прошла необычно — два дня они автобусам путешествовали но области
ЗАГЛЯДЫВАЯ В ГЛУБИНУ ВЕКОВ
Поездку организовало ЗАО «Херсонтурист». а осуществило Херсонское бюро путешествий и экскурсий. Экскурсия носила тематическую направленность: «По местам казацкой борьбы и славы на Херсонщине». Мастер-класс провел известный историк и краевед Август Вирлич. Увиденное и его рассказ и легли в основу настоящего повествования.
Скажу сразу: даже эти 25 человек, проработавшие в туризме в качестве экскурсоводов по 20-25 лет и «копавшие» историю родного края до самих глубин, увидели и услышали для себя много нового, малоизвестного, В советские времена они были далеки от казацкой тематики. Компартия всячески ставила препоны тому, чтобы внимательно заглядывать в глубину веков, основательно ворошить, а тем более доносить до широкого круга людей историю украинского казачества, настойчиво рекомендовала вести отсчет судьбоносного времени от Великого Октября. Казачество означало свободомыслие, протест против угнетения, несправедливости, борьбу за свои права и свободы. Это никак не вписывалось в идеологию советского времени.
…Нижнее Поднепровье. Степи. Они таят в себе много загадочного, малоизвестного широком)’ кругу. Именно эти места, были главным полигоном для многих народов, населяющих нынче Европу и Азию. Здесь они заботились о жизненном устройстве, утверждали себя, участвуя в жестоких битвах за перераспределение земель и сфер влияния. Именно степняки чаще всего меняли политическую карту мира. Здесь, вытесняя, а порой истребляя друг друга, жили киммерийцы, скифы, готы, гунны, авары, болгары, хазары, мадьяры… Позже здесь столкнулись интересы Византии. Киевской Руси и печенегов. Наконец, в 1036 году Киевская Русь закрепилась на Нижнем Днепре. В это время на одном из его островов (ныне Потемкинский) появился портовый город Алешье.
XIII столетие стало фатальным для многих народов Восточной Европы. Словно саранча, уничтожая все на своем пути, сюда двинулись орды монголов. Под их ударами пало и Алешье. В конце XV века низовье Днепра было завоевано Османской империей. Чтобы утвердиться, турки построили ряд крепостей: Гази-Кермен (ныне Берислав), Ислам-Кермен (Каховка). Тягин (село Тягинка Бериславского района). Они стали опорными пунктами дія набегов татар на украинские земли.
Бросить вызов завоевателям первыми осмелились казаки. В 1492 году возле Тягина они дали туркам отпор, захватив их военное судно. После основания в середине XVI века Запорожской Сечи активизировались сухопутные и морские походы казаков. Их успешные боевые действия позволили гетману Богдану Хмельницкому в 1649 году заключить мирный договор с Османской империей. Однако просуществовал он недолго. После смерти Хмельницкого, воспользовавшись разногласиями в казацкой верхушке, Турция восстановила все свои прежние крепости и построила несколько новых на берегах устья Днепра и Днепро-Бугского лимана.
И вновь стонала Украина от турецко-татарских набегов. Еще почти 70 лет длилась кровопролитная борьба казаков за свободу и независимость. Пришлось им скрестить пики и сабли и с царскими воинами, пытавшимся покончить с казацкой вольницей. Искали казаки поддержку и у шведского короля Карла XII, ведущего войну с Россией. Это была попытка сохранить свою автономию. Однако далась она дорогой ценой — гибелью тысяч казаков и мирных жителей. Под напором российских войск запорожским казакам пришлось «пятиться» вниз по Днепру, На берегах Каменки в 1709 году они создают Каменскую Сечь (нынче — село Республиканец Бериславского района). Через 2 года казаки вынуждены были покинуть ее и перебраться на реку Чайка, где основали Алешковскую Сечь (нынче — город Цюрупинск). Интересный факт: она располагалась на территории татарских владений с согласия Османской империи и просуществовала 19 лет. И только в 1734 год)- украинское казачество за порогами получило полноценное российское подданство. Казаки активно участвовали в российско-турецких войнах 1735-1739 и 1769-1774 годов, явив образцы настоящего героизма. После заключения в 1774 году Кучук-Кайнарджийского мира Сечь утратила значение приграничного форпоста и указом Екатерины II была ликвидирована Казаки влились в казацкое войско России.
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ХЕРСОНЩИНЫ
Август Вирлич освежил вышеупомянутые события в памяти ветеранов херсонского туризма, которых и сейчас, случается, привлекают к проведению экскурсий для молодежи и школьников.
От древнего Алешья наш автобус двинулся в путь степными дорогами Правобережья Днепра. Слева и справа от трассы простирались бескрайние херсонские степи. Только изредка подступали уже позеленевшие поля озимых да отдельные лоскутки запущенных полуодичавших садов и виноградников.
Село Тягинка. В пяти километрах от трассы на островке Великое Городище когда-то размещалась турецкая крепость Тягин — место первого боя казаков с завоевателями. Свыше двух столетий здесь казаки «щекотали нервишки» туркам своими набегами. Особенно результативными были атаки на крепость прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 1673 году и Семена Палия в 1693 году.
В 1992 году на месте руин крепости Тягин в честь 500-летия Украинского казачества установлен Памятник.
Берислав. Широкая бухта с отвесными скалами упирается в самый центр города. В ее торце — уже запущенное, кажется, беспризорное оригинальное здание бывшего речного вокзала. Каких-то два десятка лет назад здесь кипела жизнь. Пассажирские теплоходы, суда на подводных крыльях причаливали и отчаливали, уходя вверх и вниз по Каховскому морю и Днепру, «заглядывая» почти во все прибрежные райцентры области, крупные города — до самого Киева.
Нынче инициативу работы с пассажирами перехватила автостанция, которая расположилась рядом. А вокруг неё весь световой день бурлит базар. Торгующий и покупающий люд с откровенным интересом и удивлением рассматривал нашу группу -людей пожилых, убеленных сединами, которые, перейдя за вокзалом ниспадающую к бухте лощину, стали карабкаться на пригорок по крутой, извилистой тропке, обрамленной высокими дикими травами.
На вершине пригорка нас «ожидал» мощный 522-летний потемневший парапет из ракушняка. Он искусно вмурован в отвесную общегородскую стену, в двадцати пяти шагах от обрывистого берега Каховского водохранилища. Парапет — это всё, что осталось от турецкой крепости Кизи-Кермен.
Прилегающая к остаткам крепости территория производит удручающее впечатление. Не каждый, особенно пожилой человек в состоянии одолеть ведущую к ней необустроенную тропку. В дождливую погоду такой подъем и для молодых немыслим, О том, что это и есть остатки Кизи-Кермена, сообщает более чем скромная табличка, вмурованная в стену. Чувствуется: не дошли руки у местных властей до этого легендарного исторического места. Им явно не хватает творческой мысли, фантазии, чтобы сделать его предметом интереса. Уверен, подавляющее большинство бериславцев, а тем более жителей окрестных городов и сел, даже не ведают, что в III-IV столетиях здесь была столица Остготского королевства Данпарштадт, а в конце XIV столетия — резиденция Золотоордынского хана Тохтамыша-Догангечет.
В 1484 году турки построили тут крепость Кизи-Кермен. Походы на крепость возглавляли легендарные кошевой атаман Иван Сирко, полковники Семен Палий и Илья Новицкий.
В 1695 году, после жестокого кровопролитного боя, крепостью овладели казацкие полки гетмана Ивана Мазепы. И только в 1784 году на руинах Кизи-Кермена был основан город Берислав.
Полчаса пути, и наша группа прибыла в село Червоный Маяк. Когда-то в народе его называли Запорожский Городок. Именно здесь разворачивались исходные позиции казаков при штурмах Кизи-Кермена, Тягини. В 1781 году на месте казацких форпостов был основан Григорьево-Бизюков мужской монастырь. До сих пор на его территории сохранились верхние пещеры, вырытые запорожскими казаками в Днепровской скале. Они служили для укрытия, хранения боезапаса, продовольствия. Нижние пещеры затопили воды Каховского водохранилища.
К возникновению монастыря «приложил руку» князь Григорий Потемкин. По его велению первоначально здесь возникла Софрониевская обитель, где монахи построили церковь священномученика Григория, епископа и просветителя Армении — покровителя Светлейшего. Обитель получила новое имя — Григорьевская. Путешествуя по Днепру, Екатерина II останавливалась здесь, дала высокую оценку ее обустройству и уровню правления. Правителю отцу Феодосию присвоили высокий сан архимандрита.
От величественного Вознесенского собора, который мог бы украсить любую столицу Европы, осталась лишь изуродованная парадная арка над входом с полуразрушенной входной лестницей. На этом святом месте долгие годы «крутили» фильмы и выплясывала молодежь.
С 1991 года мужской Григорьево-Бизюков монастырь восстанавливают. Действует одна церковь. Ведутся восстановительные работы в трехэтажной гостинице. Уже готов братский корт е. Полное восстановление монастыря практически невозможно. Дай нет в этом смысла для горстки собравшихся монахов. Дай Бог им восстановить, обустроить то. что в полной мере необходимо для обеспечения благородной миссии духовности — их собственной и тех немногих прихожан, которые уже проторили сюда дорогу.
Асфальтированная трасса приводит нас в конечный пункт намеченного на первый день путешествия — в село Республиканец. Утопающее в зелени садов, оно зависло над крутым берегом Каховского водохранилища. Узкая улочка выводит наш автобус на окраину села. Внимание сразу же приковывает высокая изящная мраморная колонна с барельефом лихого казака на самой макушке. Рядом с ней, в каких-то десяти метрах, из стелющегося разнотравья выглядывает массивный почерневший казацкий крест из ракушника. Его пропорции красноречиво говорят о том. что он глубоко врос в землю. Ничего удивительного, уже 273 года выбитая на кресте эпитафия (ныне трудночитаемая) сообщает людям о том. что под ним покоится прах прославленного кошевого атамана Костя Гордиенко — легендарного соратника гетманов Ивана Мазепы и Пи-липа Орлика Вокруг могилы Гордиенко раньше находилось кладбище запорожских казаков, погибших в бою или скончавшихся от полученных ран.
Именно на этом месте была основана в 1709 году Каменская Сечь. Она просуществовала всего два года. Под напором войск князя Александра Меньшикова казаки вынуждены были покинуть её и основать Алешковскую Сечь.
Через 19 лет, «побив горшки» с турками, они вновь вернулись сюда и продлили жизнь Каменской Сечи еще на четыре года. Похоронили Костя Гордиенко за год до распада Сечи.
Признаки Каменской Сечи сохранились благодаря усилиям и стараниям помещика Агаркова, чья экономия расположилась вокруг неё в конце XIX столетия. Он бережно относился к памяти казацкой борьбы и славы, гордился тем, что могилы павших находятся на его земле.
НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ РОДНОГО КРАЯ
Наш рассказ о казацких местах Херсонщины получился далеко не полным. Автор поведал лишь о тех местах, где ему пришлось побывать в составе группы ветеранов туризма. За «кадром» изложения остались Цюрупинск, Станислав, села Старая Збурьевка, Геройское (бывшие Прогнои), Покровское, Ивановка, Памятное Голопристанского района. Здесь обнаружены «следы» пребывания, боевых действий, поселений запорожских казаков. Донского и Черноморского казацких войск.
Тема казачества — обширна, многогранна. Прошло лишь полтора десятка лет, как она стала общедоступной. Появилась возможность полнее познать историю родного края. Как ни крути — она начинается от казацкого движения на юге Украины, на берегах Нижнего Днепра. О том. что на тему казачества партия накладывала веское табу, красноречиво говорит тот факт, что даже в книге «Історія міст і сіл Української РСР. Херсонська область» в заметке о селе Республиканец нет ни слова о том, что на его месте была Каменская Сечь, что там находится могила легендарного Костя Гордиенко.
К счастью, в этом отношении, время изменилось. И этим нужно пользоваться. Украинцы должны глубже знать свою историю, имена истинных героев. Многое в этом плане уже делается. Повсеместно стали доступны архивы, переизданы исследовательские труды выдающегося знатока казачества Яворницкого. Созданы десятки музеев, заповедных памятных мест, установлены памятники выдающимся деятелям украинского казачества. Свое слово сказал и наш земляк — историк и краевед Август Вирлич — книгой «Ще як були ми козаками».
Широкую просветительскую работу с населением, молодежью, школьниками притормаживает значительное сокращение объемов экскурсионной работы, которая строится вокруг памятных мест, памятников истории и культуры. К сожалению, у нас не Батурин, не Переяслав-Хмельницкий. О временах казачества сохранились лишь «осколки». Но все же, если над этим творчески, с фантазией поработают архитекторы, скульпторы, художники, историки, краеведы и даже коммунальщики, могут появиться места, интересные для людей. Памятные места ведь не ради мест. Памятники — не ради памятников. Они ради нашей памяти.
Октябрь 2006 года