Из херсонского «культпросвета» — в министры!
Культура, искусство, народное творчество — обширнейшие сферы человеческой деятельности. Они привлекают к себе людей способных, талантливых, увлеченных творчеством. Не каждому дано быть их организатором, подвижникам. Успех в этом дезе зависит от того, насколько подготовлены, обучены эти люди
КАК В СТАРИНУ ОТДЫХАЛИ…
Даже старшему поколению сегодня вряд ли известно, как же проводили свободное время наши деды и бабушки, родители. Церковные праздники? Здесь все понятно: одевали самую лучшую одежду и обувку, посещали церковь. А вот что и как кроме этого — даже из рассказов предков понять трудновато. В лучшем случае могли рассказать, как проходили колядки, свадьбы, какие песни пели. А что еще? Ведь клубов, кружков художественной самодеятельности на селе тогда и в помине не было.
Мне запомнился рассказ матери о самой распространенной и, пожалуй, единственной форме массового отдыха в старину. Это были «досвітки», то есть гуляние молодежи до рассвета.
— На базарной площади, в центре села, лежали две огромные колоды, — рассказывала мать. — Управившись по хозяйству, получив разрешение от родителей, с подругами мы отправлялись к колодам. Время выбирали такое, чтобы темень опустилась. Почему? Ведь некоторые из нас были босыми. Кое-какая обувка водилась, но «бить» её на танцульках не все родители разрешали. А некоторые девчата прибегали к хитрости; «обували» ноги не обуваясь. Разводили сажу и тряпочкой наносити её на ноги — до косточек. Получались «черные туфельки».
Подходили мы к колодам. Распределялись группами — девчата на свою, хлопцы — на свою. Гришка-гармонист растягивал меха, а Степка задорно бил в самодельный бубен. Вмиг оживление, веселье — на всю округу! В основном играли польку, краковяк, гопак. Хлопцы и девчата лихо отбивали ногами в такт музыке, пели частушки. Пыль столбом стояла — звезд не видно! Пели разные песни. Дружно, весело мы отдыхали…
КУЛЬТУРУ — В МАССЫ!
Придя к власти, большевики сразу же уловили «пробел» царского режима. Они повели борьбу с неграмотностью, открывали избы-читальни, красные уголки — прообразы будущих клубов, не забывая в их деятельность внедрять свою идеологию. Понятное дело, новых зданий клубов не строили — не за что было. Потому повсеместно приспосабливали усадьбы, дома богачей, здания церквей. Уже к середине 1930-х практически каждый колхоз имел свой клуб, при нем — читальню. Заведующему, как и всем колхозникам, исправно рисовали «папочки» -трудодни, за что, правда, ничего не платили. Отдельные энтузиасты создавали хоры, драмкружки, струнные оркестры. Гвоздем выступлений были агитбригады, несущие в массы «слово партии», школьные группы гимнастов, молниеносно выстраивающие на сцене замысловатые «пирамиды».
Трудно назвать среднее село, где бы жители трепетно не сопереживали действу «Наймички», «Кайдашевої сім’ї», «Мартина Борулі». А на сценах крупных сел. районных Домов культуры с успехом шли спектакли «Нататка-Полтавка», «Запорожець за Дунаєм», насыщенные музыкой, песнями, танцами. Сегодня немногие знают, что в Каховке, Геническе, Бериславе. Скадовске до войны работа профессиональные или полупрофессиональные театры.
Все вышесказанное подтверждает, что в вопросах культуры, искусства, народного творчества был сделан существенный шаг вперед. И что интересно, среди занятых в этом широком творческом процессе людей специальную подготовку имели лишь единицы. Все держалось на энтузиазме, жажде творчества.
Война прервала этот «взрывной» процесс культурного строительства. Четыре года кровопролитных боев, почти три года гитлеровской оккупации Херсонщины. конечно же, оставили на нем свой отпечаток.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Однако, удивительное дело: не успела Красная Армия покинуть пределы новообразованной Херсонской области, как при обл- и горисполкомах были созданы отделы культпросветработы. В Херсоне, в райцентрах, крупных селах возобновили работу клубы, Дома культуры, киноустановки. В сентябре 1944 года свои двери распахнул Херсонский техникум политобразования с отделениями библиотечной и клубной работы. Кстати, его первыми учащимися стати многие руководители культуры города и области. Через 5 лет техникум стал культпросветучилищем. Его учащиеся, оставаясь «бойцами идеологического фронта», стали получать знания по избранным творческим специальностям ;- музыке, драме, хореографии, библиотечному делу. Село, многие хозяйственные руководители жаждали праздников, зрелищ, которые объединяли, мобилизовывали, вдохновляли людей «на трудовые успехи». Богатые хозяйства — колхозы, совхозы — «наперегонки» стали строить (первоначально на центральных усадьбах) клубы. Дома культуры по типовым проектам — с просторными залами и сценами, помещениями для библиотек, кружков. К концу 1960-х на территории каждого сельсовета, как правило, действовал сельский Дом культуры. Директору и худруку зарплату обеспечивало государство. За счет местных хозяйств дополнительно оплачивали труд руководителей кружков художественной самодеятельности.
Селу остро требовались специалисты. Потому культпросветучилище «набирало обороты», планомерно решая эту проблему. Много личной инициативы, изобретательности в учебный процесс внесли его директора разных лет: Михаил Ковалев. Федор Ищенко, Антонина Кержковская, завуч Александр Зубатенко. А также завотделениями: дирижерско-хоровым — Николай Алейников, оркестровым — Николай Могилевский, хореографии — Тамара Эрлих. Хор училища (40-50 человек), оркестр народных инструментов (25-30 человек) — непременные участники всех массовых мероприятий на площадях, стадионе, в парках Херсона и множеств праздников в селах области — были эталоном сценической культуры, исполнительского мастерства. Женский вокальный ансамбль училища «Тавричанка», созданный заслуженным работником культуры Украины Аллой Домарацкой, побывал в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!», был участником передачи «Шире круг!»
Хореографический ансамбль «Тронка», руководимый заслуженным работником культуры Украины Александром Величко, стал дипломантом первого Всеукраинского фестиваля-конкурса народной хореграфии имени Павла Вирского.
Успехи, звания, награды. Они говорят о высоком уровне подготовки кадров для народного творчества. А ещё выпускники училища нарабатывали опыт для внедрения его на рабочих местах — в учреждениях культуры райцентров, сел.
УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ
С распадом Союза уже отработанная система учреждений культуры рухнула. Вот что говорит начальник облуправления культуры и туризма Наталья Федотова:
— Клубные и библиотечные учреждения передали территориальным общинам местных советов. Организацию их материального и финансового обеспечения осуществляют исполкомы. Но они не могут обеспечить полноценного культурного обслуживания жителей села. Почти все клубы, Дома культуры, которые еще сохранились, — в области их 450 — требуют капремонта. 37 из них — аварийные. 70% не имеют отопления. 50% работников культуры — их 2050 человек — работают не на полную ставку. Качество кадров работников не отвечает современным требованиям: лишь 36% из них имеют специальное образование. Несмотря на сложные условия, сельские учреждения все же работают, проводят разнообразные массовые мероприятия, популяризируют лучшие традиции национальной культуры. Ежегодно проходит около 50 тысяч массовых мероприятий. В области работают 2369 клубных творческих формирований, которые охватывают 38 тысяч участников. 172 творческих коллектива носят звание «народный» или «образцовый».
— А что же государство?
— Из областного бюджета впервые в 2005 году было выделено 550 тысяч гривен на ремонт сельских клубов. В 2006 году эта сумма составила 1050 тысяч. Несмотря на некоторые положительные примеры, ситуация с учреждениями культуры остается сложной. Мы должны признать: уровень престижности профессии работника культуры существенно снизился.
Автор встретился с директором училища культуры — заслуженным работником культуры Украины Михаилом Варгуном:
— Михаил Григорьевич, сегодня кадров для культуры села не хватает. Да и уровень работы многих сельских культучреждений оставляет желать лучшего. Когда, на ваш взгляд, разрешатся эти проблемы?
— В обозримом будущем прогресса не предвидится. И не работники культуры в этом виноваты — не всё от них зависит. Раньше успех работы клуба, Дома культуры, кроме культработников, зависел от руководства местного сельхозпредприятия, находящегося под пристальным контролем партийных органов. При оценке его работы на чашу весов равноценно ложились результаты как хозяйственных, так и культурных дел. Культуре постоянно уделяли внимание, оказывали материальную поддержку. Сегодня это зачастую утрачено. А возможности у сельских общин ограничены.
— Что представляет ваше училище сегодня? Каков его вклад в решение кадровой проблемы сельских учреждений культуры?
Первый урок у «новобранцев» училища культуры уже традиционно проходит у памятника основателю Херсона князю Григорию Потемкину. Сентябрь 2008 г. |
— С 1990 года культпросветучилище преобразовано в училище культуры. Это высшее учебное заведение по подготовке младших специалистов в отрасли культуры. Высокий уровень наших преподавателей вывел училище на уровень лучшего учебного заведения Украины, а 2005 год принес нашему коллективу звание лауреата в рейтинге популярности «Золота Фортуна».
Всего у нас обучаются 300 человек на стационаре и около 100 заочников. Готовим организаторов и режиссеров массовых зрелищных мероприятий, руководителей хоровых коллективов — народных и академических, руководителей духовых оркестров, оркестров народных инструментов, хореографов-руководителей самодеятельных ансамблей народного танца, мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства, библиотекарей.
— Как происходит распределение ваших выпускников?
— Большая часть их уезжают на работу туда, откуда были направлены на учебу. Это райотделы культуры, реже — сельсоветы, сельхозпредприятия. В этом случае больше шансов обосноваться на месте, решить житейские проблемы — жильё, коммунальные услуги — и сразу же приняться за работу. При поддержке местных руководителей молодой специалист быстро «окунается» в жизнь села, находит контакт с молодежью, населением и, как правило, учреждение культуры «оживает». Мы ведь не готовим узких специалистов. Все жанровики получают квалификацию и организаторов культурного досуга, режиссерские навыки при проведении массовых мероприятий. Однако культработнику трудно охватить всю многогранную культурно-массовую работу одному. Должна быть группа разных специалистов. Содержать их под силу только богатой общине, при спонсорской помощи местных хозяйств.
Тому есть немало примеров, где и сельсовет, и хозяйства на высоте, а главное — они любят, ценят культуру села. К сожалению, это явление далеко не повсеместное.
Ежегодно стены училища покидают около 100 выпускников. Половина из них — клубные работники. Это капля в море, чтобы заполнить обширную «брешь» в качестве кадров работников культуры села.
— Ваше училище имеет богатую историю. Тысячи людей подготовлены для работы в культуре, искусстве, народном творчестве. Кто из них и что яркого, светлого внесли в культуру Херсонщины?
— Прежде всего училище гордится своими преподавателями, большинство из которых — наши выпускники. Они, окончив институты, университеты культуры, консерватории, вернулись и стали готовить кадры для села. Всей Украине известен народный хор училища, у истоков которого стоял талантливый педагог Николай Алейников, затем — заслуженный артист Украины Николай Кисиль. Я принял их эстафету. За высокую творческо-педагогическую деятельность, талантливую организацию и проведение зрелищно-театрализованных мероприятий в Херсоне и области преподавателю Станиславу Капустяну присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины. Гордостью училища являются выпускники разных лет, которые создали интересные самодеятельные творческие коллективы и поныне радуют своим мастерством жителей Херсонщины. И на общегосударственных смотрах, конкурсах, фестивалях достойно представляют высокий уровень народных талантов Таврии.
Это заслуженные работники культуры Украины: Александр Ступаков — основатель ансамбля танца «Молодость» Новокаховского городского Дворца культуры, Наталья Сергеева — руководитель народного ансамбля танца «Надежда» Каховского Дворца культуры молодежи. Александр Сергеев — руководитель образцового ансамбля танца «Радость» этого же Дворца, Ирина Иванушкина — руководитель народного ансамбля танца «Любисток» и детского образцового ансамбля танца «Веселка» Цюрупинского Центра культуры и отдыха. Лидия Демянова — руководитель женского вокального ансамбля «Степовичка» Каланчакского районного Дома культуры, Ольга Дудка — руководитель народного фольклорного ансамбля «Жайвір» Осокоровского сельского Дома культуры Нововоронцовского района и многие другие. Заслуженный работник культуры Украины Виктор Морозов возглавляет областной театр кукол. Александр Книга, заслуженный работник культуры Украины, руководит облмуздрамтеатром имени Кулиша. Ну и как не вспомнить нашего выпускника Юрия Богуцкого, который во второй раз занял должность министра культуры Украины.
Наших выпускников можно встретить на Крайнем Севере, в Сибири. на Камчатке, Сахаліне. Пути-дороги разбросали их по всему свету. Многие звонят, пишут нам и все с благодарностью вспоминают, что многим они обязаны Херсонскому культпросветучилищу. Именно в нем они сделали первые шаги в интересный, захватывающий мир культуры, искусства, народного творчества.
Мы помним о всех наших выпускниках, поддерживаем со многими связи, передаем их опыт нашим нынешним воспитанникам, и всегда помним: главной нашей задачей была и остается подготовка высококвалифицированных кадров.
Сентябрь 2006 г.