Большевики и сионисты в одной упряжке
На протяжении всего существования советской власти история «руководящей и направляющей» партии излагалась по-разному. Как говорили сами коммунисты в свете «текущего момента»: вычеркнуть или изложить ее вехи в выгодном на сегодня свете. Иными словами — отбелить черное или очернить белое
Взять хотя бы один факт из «летописи» местных большевиков. В книге «Очерки истории Херсонской областной партийной организации» (изд. «Таврия», Симферополь, 1981 год) на странице 18 читаем: «Херсонским социал-демократам приходилось вести борьбу с сионистскими тенденциями некоторой части рабочих, ремесленников и интеллигенции еврейской национальности. Их деятельность получила положительную оценку редакции «Искры». Н. К. Крупская писала о том, что «необходимо повидаться поскорее с херсонцами, эта публика очень хорошая»». Однако в Центральном государственном историческом архиве Украины хранится документ, свидетельствующий не о борьбе большевиков с местными сионистами, а о сотрудничестве с ними. Это рапорт ротмистра Васильева, положенный в основу донесения начальника Одесского охранного отделения Департаменту милиции о разгроме сионистской группировки Херсонской организации РСДРП в декабре 1903 года.
Каким же образом и почему херсонские большевики хотели создать гибрид из двух лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Сионисты всего мира, соединяйтесь!»?
Для справки. Сионизм-националистическое движение возникло в конце ХIХ века среди еврейской интеллигенции. В 1897 году в Базеле (Швейцария) организационно оформилось создание «Мировой сионистской организации», целью которой стало переселение всех евреев мира в Палестину.
А дело было вот как. 28 августа 1903 года директор Департамента полиции информировал Одесское охранное отделение: «Я признаю необходимым командировать в гор. Херсон штабс-ротмистра Ленчевского с соответственным числом наблюдательных агентов вверенного вами отделения. На упомянутого обер-офицера возлагается вместе с сим ликвидация сказанного наблюдения (имеется в виду руководство херсонской организации РСДРП. — Прим. авт.)». Вскоре начался разгром социал-демократов. Первым, у кого не выдержали нервы, стал вожак Николай Пересветов. После обыска в его квартире 5 сентября он скрылся из Херсона. Однако по неизвестным причинам 18 сентября Пересветов прибыл пароходом из Николаева в Херсон, загримированный, в темно-рыжем парике и в очках с черной оправой. По агентурным сведениям, он пытался выехать за границу, но что-то в документах было не в порядке. В ночь с 27 на 28 сентября большевистская организация была ликвидирована: явки разгромлены, пропагандистская литература и гектографы (множительные аппараты) уничтожены, партийная касса конфискована. Но, как говорится, «битому не ймется». Уже в декабре в Губернское жандармское управление поступает сообщение агентов: «В г. Херсоне по Ришельевской улице (сегодня — улица Октябрьской революции. — Прим. авт.) в доме Полонского, в квартире некоего Бромберга, произошло собрание около 50 человек сионистов с участием нескольких революционеров (имеются в виду социал-демократы. — Прим. авт.). Участвовавшие здесь Г. Я. Шварцман, А. Г. Делятницкий, И. М. Снисаренко, В. Шах и братья Пересветовы, представляя группу революционеров, доказывали «сионистам» несостоятельность их учения. Результатом этого спора стало то, что собрание решило, прикрываясь названием «сионистов», действовать в революционном направлении».
Неизвестно, какие доводы и аргументы приводили большевики для создания этого симбиоза, однако ларчик открывался просто. У большевиков не было денег, а у херсонских евреев-сионистов были. А поскольку самодержавие притесняло не только бедняковпролетариев, а и евреев — значит надо было объединиться и поделиться денежными средствами. Жандармский ротмистр Васильев в своем донесении так и писал: «…Известно только, что каждый из членов этого кружка (сионистов) жертвовал в Херсонский социал-демократический комитет деньги для целей пропаганды». К тому же большевики Херсона находились «под колпаком» жандармского управления. Поэтому устраивать свои сходки было опасно и негде. А под «крышей» сионистов это можно было делать относительно безопасно. Но охранке и это было известно.
Из рапорта жандармского ротмистра Васильева: «Участники этого кружка (социал-демократы и сионисты. — Прим. авт.) собираются в общественной библиотеке (сегодня — это Херсонский рагс, улица 21 Января, 25. — Прим. авт.). Право входа туда имели только члены ликвидированного ныне Херсонского комитета социал-демократов. К таким лицам принадлежат: владелец типографии М. Ковалев, дающий деньги на политическую пропаганду, городской голова М. Беккер, который, состоя в интимной связи с Верой Шейнфинкель, провел ее на должность директрисы публичной библиотеки и выделил в ее распоряжение комнату, в коей происходят собрания кружка… Редактор газеты «ЮГъ» Виктор Гошкевич содействует делу пропаганды тем, что дает своей газете антинациональное направление. Редактор «Земского сборника» бывший секретарь Херсонской земской управы Андрей Грабенко также, поддерживая сношения с доктором Шварцманом, проводит в обществе идею отделения Малороссии (Украины. — Прим. авт.) от России. Что касается правдоподобности самих означенных фактов, то они негласно проверены штабс-ротмистром Ленчевским во время пребывания его в Херсоне и при проверке этой нашли полное подтверждение».
После установления советской власти большевики не только отмежевались от сионистов, но и долгие годы преследовали порой ни в чем не повинных советских евреев. Формулировка была незамысловатая: за связь с международным сионизмом. Именно по ней десятки тысяч людей расстались с жизнью в застенках НКВД и лагерях ГУЛАГа.