Творец монументальной скульптуры
Имена большинства скульпторов-монументалистов находятся в тени. В то время как их творения украшают площади и улицы городов, ежедневно «на глазу» у тысяч горожан, а спроси любого фамилию автора, то почти все пожмут плечами – не знаем
Не минула сия участь и Ивана Билокура, чьи скульптуры не один десяток лет украшают Херсон, а некоторые стали визитной карточкой города. Без преувеличения можно сказать, что вся его творческая деятельность на протяжении почти сорока лет прошла в Херсоне.
Интерес к живописи у юного Билокура пробудила тетка, Екатерина Васильевна Билокур (народная художница Украины). Она была довольно необычным живописцем. Не любила давать интервью, редко появлялась на съездах Союза художников, а попасть в ее мастерскую не удалось ни одному журналисту. Это было для нее и только для нее место, где в отрешенности вызревали ее шедевры. Когда Ивану исполнилось 13 лет и в его руках появились картон и карандаш, тетка решила передать ему секреты мастерства. Иван мог часами неподвижно стоять за спиной Екатерины Васильевны, наблюдая как белое полотно холста оживает красками частички окружающего мира. Тетка радовалась успехам племянника. Вскоре у юного Билокура появилась некая «раздвоенность»: он четко и вовремя выполнял задания тетки, а в свободное время, «за ее спиной», лепил, лепил и лепил. Узнав об этом Екатерина Васильевна была не столь разгневана, сколь разочарована: она видела племянника живописцем. Тем не менее она простила его и благословила на тяжкий труд скульптора, суть которого с юмором определил Огюст Роден: для создания скульптуры надо взять глыбу камня и отделить от нее все лишнее. Значительно позднее, когда Иван Григорьевич был не только членом Союза художников Украины, но и входил в его правление, а также возглавлял художественный совет, он создал скульптурный памятник тетке (установлен в 1970 году в селе Богдановка на Киевщине).
Как мастер скульптуры Билокур заявил о себе в 1960 году в своей дипломной работе «Ярослав Галан». На двух выставках – республиканской и всесоюзной – скульптура была отмечена премиями.
О Билокуре в Херсоне заговорили, когда в 1971 году на проспекте Текстильщиков был установлен памятник Кобзарю: чуть наклонена голова, во взгляде – и непокорность, и воля, и печаль. Кстати, это была вторая попытка воссоздания образа поэта. Первый вариант скульптуры установлен в городе Залаэгерсег (Венгрия). Памятник Тарасу Шевченко в Херсоне стал центром празднования многих знаменательных дат и прежде всего Дня независимости Украины.
А памятник первым корабелам Херсона (Октябрьская площадь, набережная Днепра) – неотъемлемая часть облика Херсона. Памятник был создан Билокуром в соавторстве с Василием Шкуропатом и Владимиром Потребенко в 1972 году.
Следует отметить, что в начале 1970-х годов произошел творческий взлет скульптора. Его горельеф «Битва» (другое наименование – «Солдаты Суворова в бою») дал художественную законченность небольшой площадке у памятника Александру Суворову (комплект сохранялся до 2003 года).
А вот с бронзовой статуей «Ника» (в Древней Греции вестница победы, ей соответствует римская Виктория) произошло досадное недоразумение. Нет, зрелый скульптор Иван Билокур изобразил ее почти в манере классицизма. Вот только архитектор воспринял миф о вестнице победы, спускающейся с небес на крыльях, в буквальном смысле. Небольшую статую (1,5:1,8 м) он вознес на пьедестал колонны высотой более 15 м. От такой несоразмерности она стала маленькой и незаметной, а рассмотреть ее можно только в бинокль. Так и возвышается никем не приметная «Ника» на площади Победы (Николаевское шоссе) уже десять лет, где она была установлена в честь 50-летия Победы.
Творчество Ивана Билокура не замыкалось лишь монументальной скульптурой. В его работах много кабинетных объемных изображений: «На голубых просторах», «Вернулся», «Студент», «В концлагере», «Рабочий», «Медсестра», «Вести с фронта», «На барщине».
Но все же в памяти нынешних херсонцев и будущего поколения Иван Григорьевич Билокур останется как мастер монументальной скульптуры, украсивший наш город своими работами.