«Вратарь» Плужник жонглировал херсонскими арбузами
В 1907 году газета «Родной край» рассказывала о том, как английские моряки, прибывшие в Херсон на иностранных пароходах, продемонстрировали местным «настоящую» игру в футбол. «Судя по тому, с каким увлечением играют счастливцы-англичане, можно предполагать, что эта игра принадлежит к числу самых любимых меж ними», – сообщала газета. Постепенно увлечение «модной заграничной игрой в мяч» переросло в настоящую страсть не только в Херсоне, но и во всей Российской империи.
Однако всеобщий футбольный бум начался лишь в 1930-е годы уже не в самодержавной, а социалистической стране. Мальчишки и взрослые грезили футболом, а имена игроков любимых команд произносили с достойным трепетом. Советские литераторы также внесли свой вклад в дело популяризации отечественного футбола. Известный писатель Лев Кассиль даже книгу написал – «Вратарь республики», которую почти сразу же предложили экранизировать.
Совместное творчество Кассиля и сценариста Михаила Юдина воплотилось в киносценарии фильма «Вратарь». К работе над съемками начал подготовку уже известный к тому времени советский кинорежиссер Семён Тимошенко. Возможно, старшее поколение кинозрителей помнит одну из его ранних удачных работ – фильм «Три товарища», в котором впервые прозвучала «Песня о Каховке» со словами «Каховка, Каховка, родная винтовка…».
На съемки фильма «Вратарь» пригласили известных актеров советского кино: Татьяну Гурецкую, Анатолия Горюнова, Якова Гудкина, Валерия Соловцова и других. Дело оставалось за малым: нужно было подобрать актера на роль вратаря Антона Кандидова. Причем режиссер Тимошенко непременно хотел, чтобы исполнял ее настоящий футбольный вратарь. Впрочем, личное посещение режиссером киевских клубов и спортивных футбольных секций желаемых результатов не принесло. Лето – жаркая пора для футбольных голкиперов: многие были чрезвычайно заняты тренировками, играми и чемпионатами. Ну а имеющихся претендентов на главную роль Семён Алексеевич забраковал.
Меж тем время шло, сроки поджимали, а вопрос с исполнителем главной роли оставался нерешенным. Не в лучшем настроении прогуливался однажды Тимошенко на речном катере по Днепру в окрестностях Киева, как вдруг… Всё случилось «как в кино», точно по кассильскому сценарию. На одной из пришвартованных к причалу барж, полной полосатых херсонских арбузов, внимание режиссера привлек ловкий и сноровистый парень, который работал на разгрузке. Весь облик грузчика, его легкая и непринужденная ловкость в работе убедили режиссера, что перед ним – настоящий, профессиональный вратарь. Правда, к удивлению Тимошенко, парень оказался… профессиональным актером, уроженцем херсонской Музыковки.
Григорий Плужник – так звали «арбузного вратаря» – родился в селе Музыкины хутора (ныне – село Музыковка в Белозерском районе) 1 мая 1909 года и был самым младшим, шестым ребенком в семье Дмитрия Плужника. Семья была зажиточной, имела достаточно земли, на которой трудились наемные работники. Правда, когда Грише исполнилось всего 8 лет, грянула революция, вслед за ней – интервенция, Гражданская война, победа и установление советской власти, национализация, потом – коллективизация, в результате которых от некогда крепкого хозяйства Плужников не осталось и следа. То немногое, что уцелело, реквизировали во время раскулачивания. Оставшихся в Музыковке мать и дочь Плужников арестовала ЧК, а отец сумел уйти и канул где-то в безвестности на просторах советской России. Во всяком случае, никто и никогда его больше не видел. Старшие сыновья, во время Гражданской войны воевавшие друг против друга, пропали еще раньше в кровавой пучине лихолетья. Из всей семьи уцелел только самый младший, Григорий.
Окончив в 1926 году трудовую школу в Херсоне, юноша некоторое время работал трактористом в родной Музыковке. Затем, упросив направить его учиться «на артиста», уехал в Одессу и поступил в Муздрамин (музыкально-драматический институт). Так что и не знал он, оторвавшийся от семьи, трагической участи родного дома и оставленных в Музыковке близких. Актерский талант у сельского парня, несомненно, был. По окончании Муздрамина Григория направили в Москву, где открылась Украинская театральная студия. Потом были служба в РККА на Дальнем Востоке, возвращение в Украину. Некоторое время он даже работал по специальности в Харьковском театре, однако это было недолго. В основном перебивался случайными заработками. Наконец судьба забросила Григория Плужника в Киев, где за разгрузкой арбузов его и увидел кинорежиссер Тимошенко.
Плужника без разговоров утвердили на главную роль и определили на стажировку в киевское «Динамо». Там в срочном порядке новоиспеченный голкипер начал постигать азы вратарского искусства. Упорства, настойчивости и трудолюбия у Григория было предостаточно, и спустя неделю-другую «динамовские» профессионалы искренне дивились достижениям новичка.
А потом была работа над фильмом, съемки которого проходили на Днепре близ родного Херсона, хотя по сюжету подразумевалась Волга. Так что и арбузы на барже, и сама баржа в начале фильма, и «барышни» из женской бригады грузчиков, бригадиром у которых был простой волжский парень Андрей Кандидов, – всё это наше, херсонское.
Премьера фильма «Вратарь» состоялась в декабре 1936 года. На следующий день Григорий Плужник стал знаменитым на всю страну. Толпы поклонниц и поклонников сразу же собирались там, где появлялся актер. Его узнавали на улицах и просили только начавшие входить в моду автографы. Ему устраивали бурные овации, а ярые болельщики осаждали знаменитого «голкипера» вопросами на футбольные темы. Слава актера оказалась настолько сильна, что одна из киевских футбольных команд, нимало не сомневаясь, пригласила Григория Плужника в качестве голкипера. И, что самое интересное, актер принял предложение! Он даже сыграл несколько матчей при полном зрительском аншлаге. И, по-видимому, чести «Антона Кандидова» Григорий не посрамил.
С началом Великой Отечественной войны актер уходит на фронт. Участвует в боях за Сталинград. Громит врага в Украине и Румынии. Там же, в Румынии, встречает долгожданную Победу.
Почти сразу же после окончания войны фронтовика-актера Плужника приглашают для съемок в фильме по повести Валентина Катаева «Сын полка», где Григорий Дмитриевич сыграл роль старшины Биденко. Фильм вышел на экраны в 1946 году, и о Плужнике вновь заговорили. Вот только в кино ему уже не удалось сыграть более-менее заметных образов. После «Сына полка» у Григория Дмитриевича было около десятка незначительных эпизодических ролей в кино. В 1958 году он снялся в фильме «Поэма о море», рассказывающем о строителях Каховской ГЭС. Это была одна из последних картин с его участием.
Театральная судьба актера также не сложилась. Повздорив с руководством, Григорий Дмитриевич навсегда ушел из театра. Отныне основным его средством к существованию стали многочисленные концерты, с которыми Плужник гастролировал по стране. И везде, где только он ни появлялся, актера в первую очередь воспринимали как Антона Кандидова и старшину Биденко.
В начале января 1973 года в одной из таких поездок у Григория Дмитриевича случился инсульт. Спустя несколько недель нашего земляка и актера Григория Дмитриевича Плужника не стало…
Теги: кино