Проблемы с городским кладбищем были всегда… (часть вторая)
В прошлом номере «Субботнего выпуска» мы начали рассказ о самом старом и в прошлом наиболее «заселённом» кладбище Херсона, расположенном ныне в центре города. Сегодня – окончание темы
Стоит вспомнить о том, что улица, носящая ныне имя Илюши Кулика, появилась на плане Херсона лишь в период интенсивного послевоенного роста города в начале 1960-х. И пролегла она через старое кладбище, соединив дореволюционную ещё улицу Казацкую, начинавшуюся у восточных границ городского погоста, с проспектом Ушакова. В 1965 году, к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, новую улицу нарекли именем подпольщика Кулика. Память же о бывшей Казацкой улице сохранилась в наименовании маленького переулка, примыкающего к проспекту Ушакова, занимающего всего лишь два квартала.
Справедливости ради стоит отметить, что о сносе этой части кладбища херсонцы были пред-упреждены официально и заранее. Было предложено всем, имеющим здесь родственные захоронения, перенести их на только открытое новое городское кладбище, расположенное на западной окраине города между посёлком Камышаны и Херсоном. Для переноса могил и памятников были выделены спецтехника и бригады рабочих коммунальных служб. Невостребованные и бесхозные захоронения были вскрыты, зачищены, а останки перезахоронили в общей могиле на новом кладбище.
Напомню ещё раз, что улица Илюши Кулика прошла именно по старой части херсонского городского кладбища, лишь слегка зацепив захоронения на новом. А так как известно, что за время существования города старое кладбище было переполнено и «многослойно», то понятно, что в общем хаосе ликвидации участка ни одна из организаций, обязанных защищать памятники, не успела провести сколько-нибудь серьёзных исследований старых захоронений. Порой весьма уникальные памятники различных эпох были снесены и, в лучшем случае, в беспорядке свалены на территории, ещё принадлежавшей кладбищу…
Памятники «с пользой для городской казны»
Теперь немного – о надгробных памятниках различных эпох на старом херсонском городском кладбище. Путешествуя по Интернету, приходилось несколько раз сталкиваться с фотографией, запечатлевшей десятки явно дореволюционных, судя по виду, дорогих мраморных памятников, снятых с могил, как утверждает подпись, «херсонского кладбища», ожидающих «новых владельцев». Да и на самом старом кладбище нет-нет да и бросается в глаза явно срубленная старая гравировка с новым именем и датами, не соответствующими стилю памятника, эпохе его изготовления. Часто об этом говорят и старожилы. Конечно, всё это воспринимается как кощунство, однако подобная практика была узаконена той же, упоминавшейся в прошлом материале, инструкцией комиссии по делам культов в 1931 году. Один из её пунктов гласит, что снос памятников на кладбище допускается, если будет установлено бесхозяйственное содержание захоронения. А доказать бесхозность многих исторически ценных памятников на старом херсонском кладбище после революций, голода и военных катаклизмов было проще простого.
Далее, в пункте «Реализация назначенных к сносу памятников» сказано, что они «используются органами Наркомфина как имущество бесхозное», то есть «бесхозный» памятник без всякого зазрения совести можно официально продать иному лицу, с некоторой пользой для городской казны…
«Разруха в головах…»
Вот так из-за попустительства государства и местных властей варварски уничтожалась память о строителях и жителях Херсона, память о своих корнях. Не стоит сбрасывать со счетов и действия «больных на всю голову» (иначе не скажешь) вандалов, разбивавших и осквернявших памятники на ставшем практически бесхозном в советское время городском кладбище.
Причём воровство кладбищенского металла, процветающее доныне с начала горбачёвской перестройки, совсем не детище нашего смутного времени. Всё это началось ещё в далёких и кровавых 1920-х, когда были вскрыты большинство доступных склепов и выкрадены на металл цинковые гробы – обязательный атрибут подобных захоронений, введённый в конце 1880 годов в Херсоне.
Ныне же старинные памятники разграбленного и практически уже уничтоженного так называемого мемориального кладбища в Херсоне зияют пустотами на месте барельефных медальонов с портретами похороненных под ними людей. Сбитые буквы, таблички, сломанные навершия, поваленные памятники… Мрак и запустение на месте упокоения и «вечной памяти»…
Кстати, в мае нынешнего года исполнится ровно 25 лет со дня подписания президентом Украины в 1993 году распоряжения о мемориальном статусе херсонского кладбища.
Памятники умеют говорить…
А ведь каждый из памятников ушедших эпох по-своему уникален и может многое рассказать сведущему человеку, интересующемуся историей.
Скажем, жалкие остатки дореволюционной эпохи на старом кладбище представлены несколькими видами надгробий: строгий «саркофаг», один из самых распространённых в прошлом памятников, классический «жертвенник», которым обычно отмечали могилу отнюдь не бедного человека, «колонна», часто разрушенная, в верхней части символизирующая потерю главы семьи, «часовня» с нишей для иконы и лампадки, «аналой» с раскрытой книгой и библейским текстом на её странице и так далее…
Сохранились единичные приземистые кресты, высеченные из цельного камня, со старославянской вязью на лицевой стороне, относящиеся к первой половине XIX века. Верхний луч каменного креста венчает изображение «всевидящего ока», заключённого в равнобедренный треугольник и символизирующего божественную Троицу. Интересно, что некоторые из этих крестов имеют отклонения от привычных «православных» форм и выполнены в виде греческого креста, все четыре луча которого имеют одинаковую длину. Встречаются каменные кресты, по форме напоминающие готические, с расширением подобно лепестку.
Большое значение в ушедшие времена придавалось разнообразной символике, украшавшей памятники, по которой иногда можно было определить даже общественный статус покойного. Некоторые символы порой скрывали непонятные для посторонних намеки на семейные тайны. Стоит только внимательно присмотреться к сохранившимся памятникам ушедших эпох. К сожалению, сделать это с каждым годом становится всё сложнее…
P. S. Неделю назад при попытке осмотреть несколько свежеразрушенных старинных надгробий, находящихся в густых зарослях в 10 метрах от дороги, автор этих строк чуть не был атакован большой сворой бродячих собак, живущих на кладбище. Повезло ещё, что внимание животных отвлёк проезжавший по главной аллее велосипедист, за которым, лая и подвывая, бросилась вся эта опасная компания. Мне же оставалось только спешно убраться отсюда, пока они не вернулись…
На этом памятнике обращает на себя внимание надпись «урождённая Мулен». Обратимся к истории Херсона: «Первые шерстомойни появились в городе в 1828 г., построенные помещиками Деменитру и Вассалем. Херсонский губернатор Сент-При пригласил из Франции специалиста, предпринимателя Петра Мулена, при котором развитие шерстомойного производства пошло быстрее». Похоже, под этим памятником покоится дочь Петра Мулена. «Короны достоинства» на памятнике помогают определить принадлежность носителя к определённой группе дворянства. Золотой обруч с тремя «растительными» зубцами и двумя жемчужинами между ними отмечает нетитулованное дворянство.
Памятник на братской могиле участников обороны Севастополя (1854–55), умерших в херсонских госпиталях. Не сохранился, фото 1960-х годов.
Интересный памятник со старого херсонского кладбища, выполненный по типу «жертвенника». Песочные часы с крылышками символизируют быстрый полёт времени. Кто-то усматривает в этом образе ещё и масонскую символику «три столпа» (мудрость, сила, красота), хотя скорее это всё же просто поддерживающие элементы песочных часов. Ракушки по углам символизируют странствие, возрождение и плодородие. А наиболее интересны два перевёрнутых факела с непогасшим огнём. Обычно факелы на надгробьях изображали потухшими, иногда перевёрнутыми и потухшими, что символизировало угасшую жизнь. Здесь же, несмотря на то, что факелы перевёрнуты, они продолжают гореть, то есть жить…