Город и образование
Народ смотрел на образование как на нечто чуждое и даже враждебное, навязанное начальством, а посему явно бесполезное и ненужное. Жалкие подобия, носившие громкое название «школа», как правило, располагались при церкви, в помещении сельского управления или же прямо на квартире «учителя». Возглавляли их либо местные полуграмотные дьячки, либо отставные солдаты, едва умевшие складно читать. Церковно-старославянский Псалтирь являлся единственным учебным пособием. Обучение вели с помощью розог, колотушек и подзатыльников, с «драньём чуба» и стоянием на коленях на горохе. Научившийся по слогам читать, выводить печатные буквы и вычислять на пальцах считался уже грамотным и в дальнейшем обучении не нуждался.
Зарабатывал учитель до 20 рублей в год деньгами и небольшую прибавку пшеницей или мукой. Для сравнения: цены на херсонском рынке в середине XIX столетия — пуд (16,38 кг) свежего мяса — 2 руб., соленого — 1 руб. 60 коп., соли — 70 коп., четверть (0,20991 дм3) ржи — 3 руб. 20 коп., пшеницы — 7 руб. 20 коп., сажень дров — 15 руб.
В этот период и сам губернский град Херсон никак не являлся центром образования. Здесь было всего несколько мужских учебных заведений и школ. В 1854 году, в самый разгар Крымской войны, из Симферополя в Херсон эвакуировались три сестры Гозадиновы. Личности неординарные и, несомненно, высокоодаренные, которые незадолго до этого, во время экзаменов в педагогическом совете Симферопольской гимназии, поразили экзаменаторов глубиной своих познаний в области литературы и иностранных языков. Директор училищ барон Эльснер, встретившись с сестрами, предложил им возглавить женский пансион, который был открыт в Херсоне с разрешения министерства народного образования уже 21 мая 1855 года. Через девять лет он был преобразован в первую в Херсоне женскую гимназию. Курс занятий в этом учебном заведении был рассчитан на 6 лет. Здесь изучали арифметику, языки, литературу, преподавали танцы, пение, рукоделие. По ходатайству попечителя А. А. Арцимовича Херсонская городская управа выделила из городских финансов средства на учреждение в гимназии 30 стипендий для учениц (в 1901 году 8 городских стипендиаток получили наименование: «Стипендиатки С. И. Гозадиновой»).
В 1865 году уездное земство, обеспокоенное положением с образованием в уезде, отобрав 20 крестьянских мальчиков, направило их для обучения в Херсонское уездное училище. Здесь их содержали за счет земства и впоследствии они стали первыми подготовленными учителями сельских школ.
Следующий, 1866 год, ознаменовался открытием при женской гимназии Гозадиновых двухлетнего педагогического класса для подготовки учительниц. В том же году из частной гимназия была преобразована в общественную.
В 1881 году по Херсонскому уезду насчитывалось уже 47 земских школ, укомплектованных подготовленными учителями. Их зарплаты были по-прежнему мизерны. С целью улучшения жизни и материального положения сельских учителей в 1882 году была образована особая комиссия по народному образованию, которая определила нормы жалования: низший оклад заведующим школами определен в 350 рублей, помощникам — в 250 рублей с прибавками за пятилетие по 50 рублей в год. При Херсонской учительской семинарии были учреждены две стипендии по 8 рублей каждая, получаемые от дохода с 400 десятин земли, пожертвованной училищу М. Ф. Агарковым. В дальнейшем доходы с этой земли позволили увеличить количество стипендий до 22 по 17 рублей каждая. Вообще, утверждение частных стипендий в конце XIX и начале XX века для Херсона было совсем не редкостью.
К 1901 году Мариинская гимназия (так стала называться с 1885 года в честь Императрицы Марии Александровны гимназия Гозадиновых) уже была просто не в состоянии вместить всех учащихся, при существующих параллельных классах число учениц достигло предельной нормы. Вторая женская гимназия также была переполнена. Количество воспитанниц в некоторых классах доходило до 80. Поэтому местные педагоги И. А. Слободский и Н. В. Щеглов обратились с ходатайством к попечителю Одесского учебного округа за разрешением открыть в Херсоне дополнительно частную полную женскую гимназию с правом ввести с пятого класса преподавание коммерческих знаний и графического искусства.
Одна из сестер Гозадиновых, Елена Игнатьевна, была инициатором создания общества по распространению грамотности и полезных знаний в Херсонской губернии. Она же на собственные средства и под своим личным руководством учредила в Херсоне воскресную школу, где познавали грамоту все желающие женщины без ограничения в возрасте. В 1901 году в школе обучались 213 человек, преподавательский состав (около 30 человек) трудился безвозмездно. Такая же, но только субботняя школа для городской бедноты открыла в 1902 году г-жа Шульман. В том же году на Суворовской улице, в собственном доме В. И. Марченко было учреждено частное начальное училище для обучения, а также подготовки детей обоих полов к поступлению в средние учебные заведения, с преподаванием французского и немецкого языков и 8-классная гимназия А. М. Карачевской-Волк с правами правительственных гимназий. При учебном заведении работали курсы бухгалтерии и стенографии, бесплатные для учениц.
Помимо этого, к 1902 году в городе действовали такие училища: военно-фельдшерское, уездное, реальное, духовное, мужское коммерческое училище В. Д. Колесова, еврейское девичье, морское училище дальнего плавания, мореходные классы, высшее начальное училище, земское сельскохозяйственное училище, Политехнический институт и множество других.
Таким образом, около 50 лет понадобилось городу для того, чтобы к началу нового века, выбравшись из тьмы невежества, Херсон по праву стал вполне просвещенным городом с широкой сетью учебных заведений и множеством учащихся.
Теги: гимназии, образование