Забытое имя мастера
В наше время, пожалуй, даже маститым корифеям искусства ни о чём не скажет имя художника Иосифа Феглера. Тем более вряд ли кто-то может похвастаться тем, что видел хотя бы одну из картин этого мастера.
Родился Иосиф в 1870 году в семье Георгия Феглера, преподавателя изобразительных искусств одной из гимназий города Вильно. С юных лет всерьез увлекся рисованием, что послужило основным критерием в выборе будущей профессии. Азы живописи постигал под руководством отца. По окончании гимназии поступил в Имперскую академию художеств, где прошел курс обучения у профессора Вилебальде. В 1892 году Иосиф Георгиевич по настоянию врачей переехал на юг России, в Херсон, где стал преподавать рисование в 1-й мужской гимназии. В этот период художник рисует массу этюдов, портретов, картин батального жанра и получает искреннее признание не только городских ценителей искусства. Царское правительство отметило труд художника медалью. В 1900 году Иосиф Феглер женился на Элиз Вадон, дочери херсонского заводовладельца. Молодожены поселились в двухэтажном особняке по Эрделевской улице (нынче — улица Комсомольская, 24), принадлежавшем семье Вадонов. Квартира превратилась в литературно-художественный салон, где собирались художники, музыканты, поэты. Здесь же художник создавал свои полотна, которые занимали достойное место на выставках, проводимых «Обществом изящных искусств».
Херсонские газеты начала XX века писали: «На открывшейся девятой художественной выставке фигурируют произведения местных и иногородних художников. Из местных художников экспонируют свои работы г. г. Феглер, Бурлюк, Васильев, Тотеш и другие. Из них следует отметить классного художника Феглера. Тщательное изучение натуры довело до большей степени совершенство изображения Иосифом Феглером различных сцен из батального быта» (1905 год). «Выставка в зале губернской земской управы в помощь недостаточным учащимся женской гимназии. Из крупных полотен, прежде всего, следует отметить полотна Феглера «Почтовый тракт», «Закат солнца после дождя в Виленской губернии», «Деревня в Виленской губернии». Хороши также этюды художника» (1907 год).
В торжественные дни юбилеев Феглер писал на заказ портреты. Ко дню открытия больницы, построенной на пожертвования братьев Ивана и Михаила Тропиных, её холл украсили портретами Ольги и Афанасия Тропиных работы Иосифа Феглера. Кроме городских выставок, картины Феглера стали украшением экспозиции местного музея. Но после Великой Отечественной войны и оккупации Херсона полотна исчезли.
Несмотря на то, что занятия живописью отнимали массу времени, Иосиф Георгиевич находил возможность бесплатно обучать изобразительному искусству талантливую херсонскую молодежь. Среди его учеников были автор альбома «Весь Херсон в шаржах и портретах» Алексей Кручёных, художник-живописец Георгий Курнаков. А ещё забытый на родине, но оставшийся легендой в местах ссылки Леонид Брюмер и многие другие, которых раскидало по свету смутное кровавое время революций и войн. Не миновало это лихолетье и самого мастера. По воспоминаниям Бориса Евгеньевича Вадона, в 1919 году в квартиру художника вломилась пьяная, вооруженная винтовками толпа. Феглера вместе с женой и детьми выгнали во двор, где с издёвкой предлагали поменять кисти художника на метлу дворника. Квартиру разграбили, варварски уничтожив ценную коллекцию картин и книг, долгое время собираемых Иосифом Георгиевичем и его семьей. Чтобы в дальнейшем не искушать судьбу, Феглеры приняли решение эмигрировать. С огромным трудом им удалось добраться до Польши, где семья поселилась сначала в Варшаве, а затем в небольшом старинном городке Лемборг. Иосиф Феглер продолжал заниматься своим любимым делом.
И хотя в Херсоне оставалось много работ художника, в настоящее время не знают о судьбе его картин и в Художественном музее имени Алексея Шовкуненко. По прошествии 80 лет не осталось ни следа человека, бывшего в свое время одним из столпов культурной жизни Херсона.
Теги: художники