Нашей «мореходке» – 175!
В царствование императрицы Екатерины II, продолжившей петровскую реформацию страны, многие области обустройства государства претерпели существенные изменения. Вследствие начала развития интенсивной торговли с «заморскими» странами реформы коснулись и сферы мореплавания
Так, Указом от 27 сентября 1783 года Комиссии народных училищ вменялось в обязанность «озаботиться устройством мореходных школ». Первая такая школа была открыта в Санкт-Петербурге в 1786 году. Правда просуществовала она всего лишь около 9 лет. Затем, уже после смерти императрицы, в новом – ХIХ – веке к созданию мореходных школ вернулись вновь.
В 1808 году при Санкт-Петербургской верфи было учреждено мореплавательное и судостроительное училище, переименованное впоследствии в училище торгового мореплавания. Это было первое в истории империи учебное заведение подобного типа. Вторым стало училище, открытое в Херсоне в 1834 году. «Цель сего заведения состоит в приготовлении молодых людей: во 1-х, в штурмана и шкипера на частные купеческие мореходные суда, и во 2-х, в строители коммерческих судов…» – значилось в высочайше утвержденном уставе училища. Курс обучения в нём был рассчитан на 4 года. Сюда принимали юношей от 14 до 17 лет, «крепкого сложения, умеющих читать, писать, знать четыре основных правила арифметики». Новое херсонское училище было ориентировано на подготовку морских специалистов для юга страны. Прием лиц был определен уставом училища и осуществлялся по строго установленному порядку: «24 человека избираются из городов Новороссийской губернии и Бессарабии. Из Херсона, Одессы и Таганрога по 4, из Николаева – 3, Феодосии – 4, Измаила – 2, Ростова, Керчи, Рени, Евпатории и Аккермана (ныне Белгород-Днестровский. – Прим. авт.) по 1 человеку». Учащиеся находились на полном казенном содержании, что говорило о значимости, придаваемой государством этому учебному заведению. Существовал в уставе училища и еще один любопытный пункт, который препятствовал изведению государственных средств на нерадивых учеников: «Малоспособные возвращаются родителям». Зато преуспевающие в учении по окончании училища получали звание штурмана. При этом одному-двум выпускникам, лучшим из лучших, вручали медаль с барельефом Александра II и надписью «За успехи в учении и добронравие». Прочие успешно окончившие учебное заведение получали звание помощника штурмана и 200 рублей подъемных (деньги по тем временам весьма приличные). После выпуска у молодых специалистов начиналась 3-летняя практика в звании кондуктора-помощника специалиста, а затем уже самостоятельная работа на торговых судах. Первоначально херсонское училище размещалось в упраздненном адмиралтействе. Классы его располагались в бывшем путевом дворце императрицы Екатерины II. Затем под классы были арендованы несколько городских частных домов. И только в 1882 году училище переехало в собственное помещение, построенное в честь 25-летия царствования императора Александра II. Его здание располагалось по соседству с городским ночлежным приютом, на углу улиц Почтовой и Базарной (ныне проспект Ушакова и улица Перекопская). Тогда же этому учебному заведению было присвоено имя Императора Александра II. Во дворе нового училища был построен в натуральную величину макет корабля с настоящим парусным вооружением. Здесь будущие моряки знакомились и учились обращению с парусами. В 1903 году название этого учебного заведения было изменено и оно стало называться «Мореходное училище малого плавания». Однако наименование это продержалось недолго и уже 10 мая 1904 года высочайше утвержденным указом было преобразовано в «Херсонское мореходное училище дальнего плавания имени императора Александра II».
Революционные события 1917 года, вернее, хаос в государстве, последовавший вслед за ними, не мог не сказаться на судьбе мореходного училища. Уже в 1919 году была предпринята попытка реорганизации учебного заведения, которое чуть не стало факультетом Херсонского политехнического института. Затем, в 1920 году, училище всё же упразднили, а на его базе создали Техникум водного транспорта. Впрочем, название и статус учебного заведения менялись еще не раз. Суровые годы Великой Отечественной войны уничтожили материальную базу техникума. Новое трехэтажное здание учебного корпуса, построенное незадолго до начала войны, было сожжено фашистами. Однако уже 5 марта 1944 года, за 8 дней до начала операции по освобождению нашего города, постановлением Государственного комитета обороны, Херсонский морской техникум был реорганизован в Мореходное училище министерства морского флота СССР. Сразу же за освобождением города от оккупантов возрожденное училище, разместившееся в уцелевшем здании городской школы № 20, возобновило свою работу, прерванную войной.
В 1953 году на месте разрушенного довоенного здания был построен новый просторный и светлый учебный корпус училища. За время своего существования из стен этого учебного заведения вышло более 32 тысяч специалистов-мореходов, а 10 его выпускников стали Героями Советского Союза и Социалистического труда. Среди выпускников училища – Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Щедрин, командовавший во время Отечественной войны подводной лодкой С-56. Помимо Щедрина, еще 9 будущих адмиралов закончили Херсонскую мореходку. Два выпускника стали генералами, три – писателями. Есть среди выпускников и крупные ученые, директора судоремонтных заводов, начальники пароходств, портов и даже заместители министров. Именами выпускников училища названы 32 судна! Это ли не показатель качества и авторитета учебного заведения?
В конце ХХ века мореходное училище имени лейтенанта Петра Шмидта стало морским колледжем. В июне 2007 года статус колледжа был изменен. Распоряжением Кабинета министров Украины на базе морского колледжа было создано новое современное высшее учебное заведение «Херсонский государственный морской институт». На 11 кафедрах института работают 132 преподавателя, среди которых 14 докторов наук, профессоров и 62 кандидата наук. А нынешние его выпускники составляют серьезную конкуренцию морским специалистам на мировом рынке труда.
Теги: учебные заведения