“…Ум и сердце просвещая”
Валерия Былкова — научный сотрудник
Херсонского областного краеведческого музея
В конце XIX — начале XX вв. в различных областях науки, культуры, искусства широкое демократическое движение в России выдвинуло истинных подвижников. Это были лучшие представители интеллигенции, самоотверженно служившие делу народного просвещения в высшем смысле этого слова. Такой яркой личностью, игравшей выдающуюся роль в культурной жизни Херсона, был Виктор Иванович Гошкевич ( 1860-1928 ).
1
Тридцатилетний В.И. Гошкевич приехал в Херсон из Киева в 1890 г. Здесь он вступил в должность секретаря Херсонского губернского статистического комитета, но, не ограничиваясь казенной службой, сразу начал изучать историю края. В свободное время он проводил сборы подъёмного материала в Нижнеднепровских песках, где обнаружил интересные находки, относящиеся к ранним периодам -от каменного века до средневековья. Интерес к археологии возник у Гошкевича в годы учёбы в Киевском университете. В Киеве Виктор Иванович познакомился с общим курсом археологии, принял участие в раскопках, стал членом Киевского Церковно-Археологического Общества. Его доклад по истории киевских монастырей был напечатан в журнале “Труды Киевской духовной Академии’’.
Собирательской деятельностью В.И.Гошкевича начинается история Херсонского музея. Вот так Виктор Иванович писал о начальном этапе его существования: “Музей возник в 1890 г. Заключался он тогда в большой коробке, нарочито для него изготовленной. В ней хранились мелкие предметы различных эпох, собранные по пескам вокруг Голой Пристани… В официальных сношениях содержимое той коробки именовалось ’’Археологическим Музеем при Херсонском Губернском Статистическом Комитете», и это наименование оказалось для дела полезным, придавая ему солидность и устойчивость. Музей начал расти».
2
В XIX веке исследователей древностей Северного Причерноморья привлекали, в основном, курганы и развалины античных городов. Под руководством Императорской Археологической Комиссии, Гошкевич исследовал 29 курганов эпохи бронзы. Кроме того, он проводил разведки на поселениях и городищах и постоянно собирал материалы на большом пространстве Нижнеднепровских песков. В конце концов, экспонаты перестали помещаться в квартире секретаря Статистического комитета, и для них были выделены три комнатки в здании Херсонской общественной библиотеки. Год 1898 оказался счастливым для Гошкевича: наконец, он смог продемонстрировать свои коллекции жителям Херсона — музей открылся для посетителей.
Тогда же Виктор Иванович начал редактировать и издавать “Юг” — “научно-литературную, политическую, сельскохозяйственную и коммерческую газету”. Газета имела либеральное направление, но в ней часто печатались материалы демократического характера. В декабре 1902 г. в донесении департаменту полиции начальник Одесского охранного отделения ротмистр Васильев, характеризуя группировки Херсонской организации РСДРП, отмечал журналистскую деятельность В.И.Гошкевича как направленную против существующего режима и способствующую пропаганде идей “искровцев”.
В течение нескольких лет Виктор Иванович находился под негласным надзором полиции. В 1905 г. он был уволен с должности секретаря Статистического комитета за публикацию в газете “Юг” материалов, посвящённых революционным событиям. Не были учтены ни 15 лет службы, ни использование новых методов статистических исследований, ни кропотливое составление таких изданий, как “Список населённых мест Херсонской губернии и статистические данные о каждом поселении” и 11 статистико-экономических обзоров и отчётов по Херсонской губернии. А в конце февраля 1907г. Херсонская городская дума отказала Виктору Ивановичу в ссуде на дальнейший выпуск газеты “Юг”. Один из членов думы заявил, что политическое направление и газеты, и самого Гошкевича является сомнительным. Имущество было продано с молотка, и теперь Виктор Иванович и его семья оказались полностью лишёнными средств к существованию.
3
Но Гошкевича беспокоила судьба и другого любимого детища-музея древностей. Ему посчастливилось больше. Древности Херсонского края вызывали интерес у российских и иностранных учёных, у “просвещённой публики” и даже у неграмотных крестьян и рабочих. Гошкевичу удалось сохранить его для города, а в 1909 г. музей стал собственностью Херсона. Сохранилось благодарственное письмо на имя Гошкевича от членов городской думы, принявшей его дар — более 16 тысяч экспонатов. Для музея было выделено отдельное здание. Правда, в нём прежде располагалась ночлежка, поэтому почти два года понадобилось для приспособления его к целям экспозиции.
В октябре 1911 г. экспозиция музея древностей Херсонского края официально открылась в здании на улице Говарда (ныне проспект Ушакова, дом 16). Поэтому случаю были получены многочисленные приветствиям во всех них отмечалась роль В.И.Гошкевича, «благодаря необычайной энергии которого удалось создать такой прекрасный Музей с такими малыми затратами». С созданием музея связывали “широкое процветание искусств и наук в родной Херсонской губернии”.
Виктор Иванович официально стал хранителем музея. Теперь он мог больше времени посвятить археологии. Это было любимое дело, но не увлечение дилетанта. Недаром, заполняя анкеты, в графе “род занятий”, “профессия”, Гошкевич писал: “Археология”. С 1909 г. он начал проводить систематические разведки.
Первый маршрут проходил полевому берегу реки Ингулец. Тогда Виктор Иванович не мог знать, что обследованные им археологические памятники первых веков новой эры археологии впоследствии будут именовать “городищами Гошкевича”. Во время разведок 1909 г. на этих городищах была произведена военно- глазомерная съёмка и фотоработы, составлены планы, сделано описание, собран подъёмный материал. А в экспозиции музея, где материалы были расположены в хронологическом порядке, появились экспонаты, освещающие не изученный ранее период истории края.
Виктор Иванович считал, что “разыскание и исследование древних городищ нашего края является работой важной, основной задачей изучения культурной истории Южной России”. Это был новаторский взгляд, но осуществление подобной цели было трудновыполнимой задачей. Древние памятники находились на частной — помещичьей или надельной — земле, землевладельцы часто уничтожали их, не понимая исторической ценности остатков древних строений. Требовалось много усилий для того, чтобы объяснять, убеждать, добиваться разрешения на проведение археологических работ на частной земле. Виктор Иванович писал с горечью: “В России нет закона, охраняющего древние сооружения от истребления, поэтому считаем обречёнными на окончательную гибель одиннадцать городищ. Будут сохранены для научных исследований, быть может, шесть, но наши археологические учреждения не имеют денег на основательные их раскопки”.
4
Оставалось надеяться на то, что археологией заинтересуется кто-то из зажиточных землевладельцев. Музей и его хранитель пользовались авторитетом в городе, поэтому меценаты время от времени находились. В 1909 г. князь П.Н.Трубецкой выделил для раскопок городища в своём имении Казацкое 25 рабочих. Гошкевич обнаружил здесь остатки каменной оборонительной стены, фундаменты зданий, зерновые ямы, керамику І1-І вв. до н.э. В музей попали фотографии, планы и дневник раскопок. Владельцем найденных предметов был П.Н.Трубецкой, однако он передал все находки в музей.
В 1911 г. граф Мордвинов пригласил Гошкевича на раскопки скифского кургана в своём Чернодолинском имении. Но, к сожалению, такие предложения поступали не часто. В основном, археологические исследования — “экскурсии” — предпринимались хранителем музея за собственный счет или на незначительные средства Херсонского городского управления. Правда, от всех уездных земств Херсонской губернии хранитель музея был снабжён билетами на право бесплатного пользования при разъездах земскими почтовыми лошадьми.
Несмотря на трудности проведения археологических работ из-за постоянной нехватки денег, Гошкевич не шёл на компромиссы. Он отказался от совместной работы с германским археологом М.Эбертом, который предлагал деньги на раскопки городищ с тем условием, что половину найденного материала он увезет в Германию. Отвергая предложение М.Эберта, Виктор Иванович писал: “На такую сделку мы не идем, имея в виду, что для хранения древностей Херсонского края имеется благоустроенный музей в гор. Херсоне, составляющий общественное достояние, вполне доступный как для публики, так и для специалистов; передачу же древностей за границу считаем недопустимой”.
5
При малых ассигнованиях на культуру, Гошкевич мог рассчитывать только на собственный энтузиазм исследователя. Вот тогда пригодился его дар привлекать к себе людей. Его увлечённость передавалась даже тем, кто никогда не интересовался историей. И проводя археологические раскопки, Виктор Иванович ставил не только узкопрофессиональные цели изучения древних памятников, но и стремился привлечь население, особенно молодёжь, находил помощников и единомышленников в деле, говоря его словами, “развития в среде населения вдумчивого, сознательного отношения к достоянию науки”.
Самые разные люди, попадая под обаяние его личности, начинали интересоваться древностями. Сохранились чертежи и находки из раскопок братьев Бурлюков. Под общим руководством В.И.Гошкевича три брата-художника проводили археологические работы в Чернодолинском имении, где их отец был управляющим. “Армия маленьких археологов” под руководством народных учителей была привлечена для сбора подъёмного материала в Нижнеднепровских песках и для раскопок курганов вблизи Херсона. Землевладелец Ф.С.Агарков предоставил в распоряжение Гошкевича 10 рабочих для проведения раскопок в своем имении и все полученные материалы передал в Херсонский музей. В их числе были находки с Каменской Запорожской Сечи. В 1914 г. раскопки проводились также за счет землевладельца. На этот раз Гошкевича пригласил Н.И.Волохин, которому принадлежал остров Большое Городище у села Тегинка. На этом острове ещё в начале XIX в. стояли каменные стены старинных зданий. Их безжалостно ломали и использовали камень для строительства церкви, колокольни, помещичьего дома, экономических служб, домов крестьян. За сто лет наземные постройки были уничтожены. Раскопы Гошкевича обнаружили фундаменты зданий, остатки оборонительных сооружений, а из вещей — каменные ядра для пушек, железные наконечники стрел, орудия труда, глиняную посуду, покрытую поливой, и даже кучу обуглившихся пшеничных зёрен. Виктор Иванович определил время существования турецкой крепости — XV-XVI вв. Раскопки в 1914 г. закончены не были, их продолжение планировалось на 1915 г., но задуманное не осуществилось из-за нехватки средств. Открытые раскопы использовались для проведения экскурсий, на которые приглашали учащуюся молодёжь Херсона.
6
В отличие от многих музейных коллекций, собранных до революции, археологические материалы В.И.Гошкевича являются полноценным источником, к которому обращаются все археологи и историки, изучающие памятники Херсонщины. Виктор Иванович не только аккуратно вёл документацию и учитывал все поступления в музей, не только готовил статьи для археологических сборников — он систематически публиковал свои материалы, выпуская периодическое издание под очень точным названием “Летопись музея”. Всего Гошкевич издал семь выпусков “Летописи”. Первый вышел в 1910 г., а последние — в 1916 г. “Летописи музея” интересны не только опубликованными в них научными материалами. Прослеживается роль музея и его хранителя в культурной жизни города. Музей был открыт ежедневно, вход в него был бесплатным.
Музей совершенно не располагал средствами для закупки экспонатов, но пополнялся быстро и разнообразными предметами благодаря “сочувствию людей с ним знакомых”. А “сочувствующие” находились среди людей всех возрастов и слоёв населения. В “Летописи” сообщалось: “Херсонский музей с живейшей признательностью принимает памятники старины нашего края и публикует о них, как в общей прессе, так и в специальных изданиях”. Списки лиц, передавших в дар музею различные вещи, читать не менее увлекательно, чем описания самих предметов и “археологических экскурсий”. В них встречаются ученик и учитель, нотариус и ротмистр пограничной стражи, священник и капитан парохода, хлеботорговец и крестьянин, городской голова и художник, археолог из Берлина и житель Иркутска, супруга консула и супруга сельского священника, депутат Государственной Думы и артист, жандармский унтер-офицер и народная учительница. Причём все они соседствуют в строгом алфавитном порядке — независимо от чинов и званий или ценности дара. Благодарность — и ученику из Алешек за “глиняную табачную трубку, очень искусно оплетённую медной проволокой”, и члену губернской земской управы за “пасквильное письмо одного местного деятеля средины прошлого столетия”, и Е.Б.Сушко за золотой наградной крест, и английскому археологу Миннзу за гравюру -портрет Джона Говарда. За несколько лет фонды музея и его библиотека увеличились почти вдвое. Сохранились сведения и о посещаемости экспозиции — её рассматривали десятки тысяч людей в год. Музей приобрёл доброе имя и любовь жителей края.
7
Годы революции и гражданской войны прервали научную деятельность Гошкевича. События на юге Украины разворачивались стремительно. В те дни, когда для большинства людей значение духовных ценностей отошло на задний план, Виктор Иванович стремился обеспечить сохранность экспонатов и дальнейшую жизнь музея. Трудно представить, как ему это удавалось, но в смутные времена частой смены властей, в условиях интервенции и набегов банд “зелёных”, музей не пострадал. И это не было стремлением отгородиться от суматохи перевернувшегося мира “вечными”, “аполитичными” вещами — просто ни в какие времена Виктор Иванович не мог считать “праздною химерой всё, что превыше повседневных нужд” /Гёте/.
В 20-е гг. деятельность музея полностью возобновилась. Сохранились трогательные документы: список сотрудников музея (их двое — хранитель и сторож), коротенькие отчёты Гошкевича о проведении экскурсий и приёме посетителей (к примеру, в отчёте за период с 24 апреля по 24 мая 1923 г. указано: всего посетило музей 2566 человек, из них 53 коммуниста, 475 красноармейцев, 362 рабочих, 49 крестьян, 181 служащий). Кроме музейной деятельности Виктор Иванович взял на себя большую лекционную нагрузку — он читал на различных курсах, в институте народного образования, в Райкультводе. Он по-прежнему был уважаем и любим горожанами.
Гошкевичу, единственному из представителей интеллигенции, было присвоено почётное звание Герой Труда в дни празднования 5-летнего юбилея Окябрьской революции. Это звание было учреждено в 1921 г., и по представлению рабочих собраний присваивалось губернскими советами профсоюзов. Газета “Херсонский коммунар” сообщала о чествовании Героев Труда в ноябре 1922 г. — перечислены 28 человек: докеры, металлисты, печатники, кожевники, табачники, железнодорожники, моряки, и среди них историк, археолог, хранитель музея древностей В.И.Гошкевич. В другом документе немного нескладно, но искренне отмечаются “наукові заслуги В.І.Гошкевича для всього СРСР, бо Херсонський музей, що повстав виключно дякуючи енергії та праці В.І.Гошкевича, має велике наукове значення”.
Но в 20-е гг. Виктор Иванович был уже тяжело болен. В последий раз он выехал на раскопки летом 1924 г., когда впервые после революции (и впервые на собственные средства) музеем были организованы археологические исследования Аджигиольского городища и Лукьяновского кургана. На этих памятниках Виктор Иванович руководил работой своих учеников и последователей — И.В.Фабрициус и Е.Ф.Мамаенко. В последние годы жизни Гошкевич уже не мог работать, он вышел в отставку, но само его существование стимулировало музейную и научно-исследовательскую деятельность.
* * *
В 1929 г., спустя год после смерти Виктора Ивановича, вышел последний выпуск “Летописи музея”. Сотрудники музея посвятили его светлой памяти В.И.Гошкевича. Они восхищались человеком, способным в условиях небольшого провинциального города преодолеть косность и разбудить творческую силу общества. Его трудовая деятельность была названа кристально чистой.