Образ Святого Георгия Победоносца на меднолитых иконах
Черников В.А.
(Херсон)
В эпоху раннего христианства у византийских императоров был обычай брать своим небесным покровителем святого мученика Георгия. А начиная с V века, его культ среди христиан приобрел значительный размах и распространился на Малую Азию, Сирию, Палестину, Кавказ, Балканские страны и Западную Европу. Скульптуры, барельефы и иконы святого Георгия украшали дворцы и храмы, его изображения чеканили на монетах. Со временем почитание мученика-воина распространилось и на Руси, примеру византийских императоров последовали киевские князья. В 988 году великий князь Ярослав Мудрый получил при крещении имя Георгия, а после победы над печенегами в 1036 году он основал в Киеве монастырь святого Георгия и повелел в честь освящения храма ежегодно 26 ноября «по всей Руси творили праздник». В народе этот календарный христианский праздник известен под названием Юрьева дня, или осеннего Егория (имя Георгий имеет несколько вариаций — Юрий, Егор, Егорий). В церковном календаре есть второй Юрьев день, весенний, 23 апреля, в память о кончине святого.
Князь Юрий Долгорукий и последующие киевские князья продолжили инициативу Ярослава Мудрого в развитии культа Георгия: храмы, посвященные святому, возникали во всех землях России.
На печатях Александра Невского, царей Ивана III, Ивана IV Грозного и Лжедмитрия был изображен всадник, подобный Георгию.
Во времена Петра I образ святого Георгия, поражающего дракона, стал гербом Москвы. Военный орден святого Великомученика и Победоносца Георгия, имевшего четыре степени и состоящего из знаков — креста, звезды и ленты учредила Екатерина II. В XVIII — начале XIX веков к ордену были введены специальные золотые и серебряные кресты четырех степеней, носимых на георгиевской ленте; высокую награду, Георгиевский крест, офицеры и солдаты могли заслужить только в бою.
О короткой жизни Георгия, его личности, подвигах, перенесенных мучениях и чудесах не установлено ничего исторически достоверного, но так как культ его в христианском мире широко распространен, существование мученика Георгия принимается как факт.
Наиболее известна и общепринята версия, согласно которой Георгий родился в Каппадокии (Малая Азия) в семье знатных горожан. Своими родителями-христианами он был воспитан в благочестии, выделялся красивой внешностью, силой и мужеством. Юношей поступил на службу к римскому императору Диоклетиану, за отличное знание военного дела и проявленную в боях и походах храбрость был приближен к императору и удостоен высокого воинского звания.
Во время начавшихся гонений на христиан, язычники, к которым принадлежал и Диоклетиан, подвергли преследованиям и мучениям христиан, служивших в императорской армии. Несмотря на свою молодость, Георгий решил восстать против нечестия и насмерть стоять за свои убеждения. Он раздал нищим все что имел, даровал свободу находившимся при нем рабам, перешел на сторону гонимых и, отвергнув человеческий страх, стал ярым проповедником учения Христа, Это вызвало сильную ярость у императора, который приказал схватить Георгия и заключить в темницу. Мучители подвергли опального воеводу жесточайшим восьмидневным пыткам и казнили его (обезглавили) в возрасте около тридцати лет в 303 году. Самые тяжкие пытки и истязания, которым когда-либо подвергался человек, Георгий перенес с невероятным терпением и мужеством и, исповедуя Христа, вышел победителем в борьбе с темными силами зла. Необычайна, беспримерна была твердость, с которой вынес он эти муки, твердость, исходившая из самой веры, которую он исповедовал и за которую умирал. За этот подвиг Святая Церковь нарекла его великомучеником и Победоносцем, и он стал знаменем для многих тысяч мучеников-христиан, последовавших его примеру и «стяжавших в вере благодать».
Житие святого Георгия получило литературную обработку первоначально на греческом Востоке, потом пере шло на Запад и Киевскую Русь. Он стал героем многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов, о нем складывались легенды, поучения, заговоры, приметы. На Руси героический облик мученика-воина приобрел самостоятельный характер, занял значительное место в духовной культуре, стал популярным в народ ном фольклоре и изобразительном искусстве.
Зрительный образ святого Георгия дошел до нашего времени на храмовых фресках и мозаиках, в деревянной скульптуре, рельефных изображениях, живописных иконах, княжеских печатях и монетах, нагрудных иконках и образках, резаных на дереве, камне и кости или отлитых из меди.
В православной иконографии утвердились два основных вида изображения (извода) святого:
— пеший воин с копьем и мечем в руках;
— всадник на коне, поражающий копьем змея (дракона).
В ранней домонгольской иконографии святого Георгия изображали в полный рост, с шапкой кудрявых волос, обрамляющих безбородое лицо, вокруг головы нимб (признак святости). Облачен он в военные доспехи, на плече плащ, правая рука сжимает копье, в левой — меч с крестообразной рукоятью. Это мужественный воин, одолевший страдания и врагов, могучий защитник и покровитель князей и их воинства. Почитался Георгий и как покровитель земледельцев и скотоводов, само его имя в переводе с греческого языка означает «возделывающий землю, землепашец». С днем его поминовения — 23 апреля — издревле связывалось у крестьян начало весенних полевых работ и первый выгон скота на летние пастбища.
Второй иконографический извод — конный. Здесь Георгий, сидя на вздыбленном коне, поражает копьем огнедышащего змея (дракона). Начиная с XIV века сюжет с всадником пришел на смену пешему Георгию-воину и стал излюбленным в русской иконописи.
Он связан с популярным в народной среде легендарным эпизодом из подвигов святого под названием «Чудо Георгия о змие».
В легенде говорится, что во владениях одного царя, возле города, в глубоком озере поселился кровожадный змей, по облику напоминавший крылатого дракона, и стал опустошать землю, пожирать скот, губить горожан. Когда змей погубил уже многих, царь и его подданые пытались с оружием в руках избавиться от него, но враг рода человеческого всегда побеждал их, уничтожая людей своим ядовитым, губительным дыханием; в городе не смолкали стон и плач по погибшим. Царь и горожане были язычниками, они обращались с мольбами к своим богам, но те им не помогли. Чтобы умилостивить чудище, жители города принуждены были по жребию каждый день посылать дракону одного из своих детей, сына или дочь. Дошел черед и до единственной дочери царя Елисавы (Елизаветы), в назначенный час она со слезами ожидала на берегу озера своей печальной участи. В это время мимо, на белом коне, проезжал святой Георгий, узнав о беде Елисавы, он вознес молитву Богу с просьбой покорить лютого зверя. В ответ он услышал глас с неба: «Твои молитвы дошли, дерзай Георгий!», и когда дракон вышел из озера за очередной жертвой, Георгий сотворил крестное знамение, произнес молитву и устремился на дракона. Копьем прижал его пасть к земле, а конь святого стал топтать чудище копытами. Силою Божьей подломились колени у страшного зверя, и он усмиренный упал к ногам святого. Георгий велел девице обвязать шею поверженного дракона ее поясом и поводом от его коня и вести в город. Жители, увидев, как царевна привела на поясе чудовище, словно смирного пса, очень испугались, но святой Георгий успокоил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога, веруйте во Христа, он послал меня избавить вас от бесовской, напасти». Сказав это, Георгий вынул меч и, посреди города на виду у испуганной толпы, убил змея. Спасенные жители восславили Георгия и, уверовав во Христа, приняли крещение; в благодарность за освобождение от чудовища они воздвигли на том месте, где был убит дракон, храм в честь святого воина.
Это чудо, совершенное святым великомучеником Георгием, является самым знаменитым. Победа над порождением дьявола, свирепым драконом, стала для всего христианского мира символом торжества добра над злом.
Наряду с иконописью и другими иконографическими способами образ великомученика Георгия и сцены его единоборства с драконом были широко представлены и на рельефных металлических иконах. Сюжеты, писанные красками на дереве или исполненные пластическими средствами на кости, камне, перламутре, дереве часто служили примером для повторения их в меднолитых иконах. Тем не менее, культовая мелкая пластика, как своеобразный вид прикладного искусства имела вполне самостоятельный путь развития.
В меднолитой пластике (иконах, складнях) устоялись два варианта иконографии «Чуда Георгия о змие». Композиция первого (сокращенного) варианта содержит конную фигуру святого-воина, противоборствующего ему змея (дракона) и, благословляющую с неба, десницу Господню. Иногда композиция дополнялась парящим ангелом, возлагающим на голову Георгия корону. Второй вариант состоит из всей символики первого с добавлением фигуры царевны Елисавы и дракона на аркане; на втором плане изображались архитектурные строения с жителями. Устойчивая композиция этих вариантов прошла без особых изменений через несколько столетий, незначительно усложняясь в поздних образцах за счет украшающего икону орнамента.
В некоторых случаях на иконах (складнях) образ Георгия давался не как основной, а в группе избранных святых, окружающих центральную фигуру Христа, Богородицы, Николы, Антипы и других. Как правило, фигуры окружающих святых изображались в меньшем масштабе, чем главный образ иконы.
Центрами изготовления иконной мелкой пластики были литейные мастерские при некоторых крупных храмах и монастырях, а также отдельные светские ремесленные заведения, имеющие на это специальное разрешение. Их продукция, как, собственно, и живописные иконы, имела широкий диапазон профессионального мастерства: от ремесленного примитивного, грубого литья до высокохудожественного произведения с тщательной проработкой рельефа и деталей рисунка, богато орнаментированного, зачастую украшенного многоцветной чистой эмалью. Особенно славились высоким качеством своей продукции старообрядческие «медницы», техника их исполнения была гораздо выразительнее и сложнее, чем у других мастерских.
Технология литья позволяла повторить рельефное изображение оригинала (прототипа) множество раз, практически без искажений, большим тиражом. Такая литая икона (реплика) была значительно дешевле индивидуальной, поштучно изготовляемой, иконописи, поэтому ее охотно приобретали все слои простого народа.
Крестьяне, мастеровые, солдаты, богомольцы, паломники, торговые люди составляли пеструю среду заказчиков культовой мелкой пластики с образами Христа, Богородицы и патрональных святых, в том числе и святого Георгия.
В середине XVII века по Молдавии, Валахии, Украине, Московии путешествовал Антиохийский патриарх Макарий. Сопровождавший его сын Павел, обстоятельно описывая храмы и праздничные службы, в своих заметках отметил:
«У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде, тройного складня, с которым он никогда нe расстается и, где бы не остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».
Если судить по количеству дошедших до нашего времени памятников медного художественного литья, то иконы, кресты и складни с сюжетом «Чудо Георгия о змие» занимают второе место по популярности после Николая Чудотворца. Многочисленные и разнообразные изображения этих, истинно народных, святых широко разошлись по необъятным просторам нашей земли.
Описание икон с изображением Георгия Победоносца.
Ниже приводится краткое описание сюжетов на меднолитых иконах и складнях, репродукции с которых иллюстрируют настоящую статью.
Датировка литых изделий произведена путем сравнения их с подобными предметами иконной мелкой пластики, имеющими до-кументированную атрибуцию в научном обороте. В ряде случаев датировка предположительна, т. к. затруднительно определить время, изготовления серийных отливок, многократно повторяемых по первоначальному образцу.
Все иконы и складни отлиты из медных сплавов, поэтому материал в описании не указывается.
Линейные размеры предметов указаны в миллиметрах: первое число высота, второе ширина; в скобах высота иконы без учета крепежного выступа, а для, складня — ширина в сложенном виде.
1.ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ.
На лицевой стороне иконы изображен скачущий всадник — Георгий Победоносец; под ногами его коня лежит змей, свернувшийся в клубок. Фигура святого-воина немного отклонена назад, в левой руке он держит поводья, а поднятой правой — поражает копьем змея в раскрытую пасть.
За спиной всадника веерообразно развевается плащ, на груди — воинский доспех, нимб вокруг головы просматривается слабо; древко копья несколько искривлено, верхний конец его шарообразно утолщен.
В правом верхнем углу видна благословляющая с «небес» десница Господня, а над головой Георгия — парящий ангел. Рельеф изображения, вследствие плохой сохранности, утратил первоначальную четкость рисунка.
На верхней кромке иконы — неподвижное утолщенное оглавие с закругленным верхом, на его лицевой стороне углубленные следы плохо сохранившегося рисунка — вероятно, образ Спаса Нерукотворного. В толще оглавия — горизонтальное отверстие для шнура.
Нагрудная, 57×39, начало XVI века. Найдена в 1961 году на территории Северного Крыма.
2. ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ
В центре иконы, в неглубоком ковчежце с закругленным верхом, высоким рельефом изображена конная фигура Георгия-змееборца, едущего вправо. Всадник в левой руке держит поводья коня, а в правой, согнутой перед грудью, копье со стягом. Острием копья он прижимает голову змея к земле; туша чудовища распластана под ногами коня, топчущего его своими копытами. Святой воин одет в кольчугу, поверх накинут плащ, узкой полосой развевающийся за спиной. В седле Георгий сидит прямо, голова слегка наклонена, взгляд направлен в сторону поверженного змея; ноги в стременах имеют укороченные пропорции. По краям иконы (кроме верхнего) выпуклый орнамент типа «веревочка»; вверху, над закруглением ковчежца, плохо читаемая надпись, предположительно — СТЫІ ГЕОРГІЯ. По сторонам надписи, в верхних углах иконы, стилизованный растительный орнамент.
Композиция данной иконы отличается от устоявшейся, традиционной тем, что в ней отсутствует нимб вокруг головы Георгия и рука Господня, благословляющая с небес.
Толщина оглавия, непосредственно примыкающая к верху иконы, больше толщины основной пластины, в нем просверлено горизонтальное отверстие для шнура, а на лицевой стороне — рельефный образ Спаса Нерукотворного.
Нагрудная, 65×48, начало XVII века.
З.ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ
Почти всю площадь лицевой стороны иконы заполняет монументальная конная фигура Георгия Победоносца. Конь скачет вправо, всадник левой рукой натягивает поводья, а в поднятой правой держит копье, вонзая его в оскаленную пасть дракона.
Змееподобное тело крылатого чудовища извивается под ногами коня, топчущего поверженного дракона своими копытами. Голова Георгия с традиционной кудрявой прической слегка наклонена вперед, взгляд святого-воина устремлен на лежащего на земле дракона; за спиной развевается плащ, голову окружает рельефный нимб. В правом верхнем углу иконы, в двойном сегменте, изображающем небеса, благословляющая десница. Господня; на втором плане символический горный пейзаж. Поле рамки, окружающей композицию, орнаментировано узором в косую клетку; на верхнем поле рамки рельефная надпись: СТЫЕ ПОРЕ и, несколько правее, ближе к благословляющей руке, — монограмма ICXС, Первоначальная четкость рисунка в значительной мере утрачена, т.к. выпуклые места рельефа сильно стерты.
На верхнем торце иконы расположен граненый выступ с горизонтальным отверстием для шнура.
Нагрудная, 75 (6б)х61, начало XVII в.
4.ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. ПРАЗДНИКИ
На среднике изображен Георгий Победоносец верхом на коне, едущий вправо. Боевой конь передними ногами попирает поверженного на. землю крылатого дракона, а святой великомученик, приподнявшись на стременах, ударяет копьем в раскрытую пасть чудовища. На воине пластинчатый доспех, в правой поднятой руке копье, в опущенной левой — поводья; вокруг кудрявой головы нимб, за спиной волнами развевается плащ, скрепленный на груди.
В правом верхнем углу, в небесном двойном сегменте, изображена благословляющая десница в двуперстном сложении. Пространство за спиной святого и перед его конем заполнено стилизованным растительным, орнаментом в виде вьющегося стебля с листьями и побегами; фон залит двухцветной эмалью. Составное напершие средника содержит щитовидной формы пластинку с образом Ветхозаветной Троицы и, по сторонам от нее, фигурки двух серафимов; сверху — образ Спаса Нерукотворного.
По углам средника — перпендикулярные ушки, к которым крепились подвижные узкие створки с изображением сюжетов четырех праздников (створки утрачены).
Нагрудная икона со створками (складень), 91×58, середина XVIII в.
5. ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ
В центре средника иконы, в квадратной зигзагообразной рамочке, изображен сюжет единоборства святого Георгия с драконом. Воин едет вправо, левой рукой, он держит поводья, а в правой — копье, которым поражает крылатого дракона. Чешуйчатое чудище извивается под ногами коня, угрожающе повернув оскаленную пасть в сторону всадника.
Перед конем стоит царевна Елисава и держит в руках аркан, привязанный к шее дракона; справа вверху благословляющая с неба десница Господня. Фон чистый, без украшающего орнамента, над головой святого, на верхнем поле рамки, надпись углубленными буквами: СТЫІ ГЕОРГІЯ. На поле килевидного завершения изображена в окружении облаков Новозаветная Троица: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой (голубь).
На боковых створках, в позах моления, даны парные фигуры святых, в полный рост, в трехчетвертном повороте к Георгию. На левой створке — мученик Иоанн Воин и Ангел Хранитель, на правой — преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский; над головами святых — соответствующие надписи их имен в две строки. На полукилевидных завершениях боковых створок помещена раздельная композиция Благовещения, слева — архангел Гавриил, справа —Дева Мария.
Икона со створками, нагрудная, 131×170 (90), начало XIX века.
6.ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ
В центре иконы — скачущий вправо Георгий, его торс развернут фронтально, поднятой правой рукой он вонзает копье в пасть чудовища, левой — натягивает поводья. Крылатый дракон своим хвостом обвил задние ноги боевого коня, угрожающе оскалившись на святого-воина. Крылья дракона распростерты, передние лапы вытянуты вдоль земли. На Георгии пластинчатый доспех, за спиной волнообразно развевается плащ, скрепленный на груди; голова повернута на три четверти влево, нимб обозначен зигзагообразной линией, В правом верхнем углу — десница Господня, двуперстным жестом благословляющая с небес, У головы коня и над плащем воина — пять декоративных восьмилучевых розеток, фон залит голубой эмалью. На верхнем поле гладкой рамки, окружающей изображение, надпись выпуклыми буквами: СТЫИ ГЕОРГІЙ, рядом с ней, справа, над благословляющей десницей, углубленная монограмма ІСХС.
В середине верхнего торца иконы — невысокий граненый выступ для крепления шнура; по контуру — прямоугольный бортик. Нагрудная, 69 (63)х54, середина XIX века (см. цв. вкладку).
7.ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ
На средней части большеформатной иконы представлен сюжет единоборства Георгия с драконом. Композиция этого сюжета полностью подобна композиции, описанной под № 6 (отличие в цвете эмали). Центральная часть иконы окружена относительно широкой каймой, на поле которой расположены восемнадцать медальонов с полуфигу рами святых.
На левом поле, во втором медальоне снизу — святой великомученик Георгий с восьмиконечным крестом в руках (см. рис в тексте).
В некоторых местах на узкой гладкой рамке просматриваются следы надписей имен святых. Промежутки между медальонами украшены растительным орнаментом, а фон каймы залит двухцветной эмалью.
Избранные святые.
В 1-м ряду традиционный Деисус: в центре Иисус Христос, около него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, по краям ряда — архангелы Михаил и Гавриил. 2-й ряд: апостолы Петр и Павел;
3-й ряд: святители Василий Великий и Григорий Богослов; 4-й ряд: святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец; 5-й ряд: великомученики-воины Георгий и Димитрий. В нижнем ряду: в центре — Ангел Хранитель, около него — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, но краям ряда — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.
Киотная, 143×119, середина XIX века.