Херсонская паротурбинная электростанция
В Херсоне в 30-е годы продолжает развиваться промышленность, растет численность населения, вводятся новые культурно-бытовые объекты. Несмотря на расширение и реконструкцию дизельной электростанции, электрических мощностей не хватало.
В 1930 году началось строительство паротурбинной электростанции на месте, где в настоящее время находится полиграфическая фабрика. Первая очередь этой станции вступила в строй в 1933 году с одним турбогенератором мощностью 3300 киловатт.
В 1935 году на коммунальной паротурбинной электростанции (ПТЭС) было две турбины мощностью по 3000 кВт, 3 паровых котла производительностью 20-24 тонны пара в час. В качестве топлива использовался мазут.
Репродукция с картины А. В. Петровского «Херсон. Паротурбинная станция 04.08.57 г.» |
К началу войны на ПТЭС работало три турбогенератора общей мощностью 9000 кВт и три паровых котла. Станция обеспечивала нужды потребителей города.
Кроме этого была построена воздушная линия электропередачи напряжением 35 кВ длиной 60 км на Снегиревку для электроснабжения сельскохозяйственных потребителей.
К 1940 году электрические сети на напряжении 0,4-6-35 кВ имели общую протяженность 135 км, из них 40 км были сети низкого напряжения 0,4 кВ.
Война и оккупация полностью разорили энергетическое хозяйство Херсона и области.
В освобожденном Херсоне дизельная электростанция была разрушена, сожжена и восстановлению не подлежала.
Репродукция с картины А. В. Петровского «Эстакада углеподачи над ул. Ушакова. Паротурбинная станция 11.05.58 г.» |
На паротурбинной электростанции были взорваны котлы, турбогенераторы вывезены оккупантами, распределительное устройство разрушено. Почти полностью были уничтожены городские распределительные электрические сети.
Энергетикам города пришлось из развалин восстанавливать хозяйство.
В марте 1944 года получили электроэнергию первые потребители.В первую очередь электроэнергия была подана на госпиталь и здание городского Совета. Для этого отремонтированный генератор 380 В мощностью 200 лошадиных сил привели в действие от тракторного двигателя.
Ветераны энергетики, а среди них и ныне здравствующие М. А. Музалевский, А. Р. Вакуленко, Г. С. Пустовая, Л. И. Чиркина, А. Н. Романенко, вспоминают, каким самоотверженным трудом и усилиями восстанавливалась паротурбинная электростанция и городские электросети.
Чтобы ускорить подачу напряжения потребителям, в 1946 году в городе был установлен паровой энергетический поезд (энергопоезд) с двумя котлами и турбогенератором мощностью 3000 кВт. Это позволило уже в 1946 году отпустить потребителям Херсона 8 млн. кВтч. электроэнергии.
В 1948 году на паротурбинной электростанции был восстановлен один турбогенератор мощностью 5400 кВт, и восстановлены 70 км электрических сетей, в том числе 20 км сетей напряжением 6 кВ. Энергопоезд был переведен в г. Геническ, где работал длительное время.
К 1950 году мощность паротурбинной электростанции была доведена до 17700 кВт.
С помощью выработанной ХПЭС электроэнергии восстанавливалось городское хозяйство, промышленность, объекты культурно-бытового назначения. Паротурбинная электростанция работала до конца 1957 года. Но развивающаяся промышленность города, строительство Судостроительного завода, хлопчатобумажного комбината требовали новых электрических мощностей. Наступил новый этап в развитии энергетики города и области.