Это начиналось так
В жизни и каждого отдельного человека, и трудового коллектива значительные даты — это словно вершины на пути. Поднимешься на нее и с высоты оглядываешь пройдённый путь: ровным ли и правильным был он, не приходилось ли порой петлять? Какие овраги и буераки довелось преодолеть, прежде чем выйти на ровную дорогу? Конечно, увлекаться этим не следует. Потому что если часто оглядываться, рискуешь вообще идти затылком вперед. И все-таки время от времени паузы в движении необходимы — и для того, чтобы оценить сделанное, приобретенный опыт, соизмерить свои силы, и также для того, чтобы скорректировать курс дальнейшего движения, лучше увидеть, что впереди, что предстоит преодолеть, решить на пути к следующей вершине.
Напрашивается аналогия и с детством, юностью и зрелостью человека или коллектива. Растет он, растут и его силы, опыт, более глубоким содержанием наполняется на каждом новом витке его убежденное: «Могу!». Что же мы смогли за три десятилетия, с чего начинали и к чему пришли?
Сохранившиеся документы, а еще лучше — наши ветераны, живые свидетели и творцы истории предприятия, рассказывают следующее.
Для более эффективного решения вопросов централизованного теплоснабжения Херсона, проведения единой технической политики в этой области, а также для сокращения многозвенности в управлении, на основании распоряжения Совета Министров УССР от 4 августа 1966 года Херсонским городским советом 6 мая 1968 года была образована Дирекция объединенных котельных и тепловых сетей. Первым директором ОКиТа стал Евгений Григорьевич Алешко. Главным инженером был назначен Леонид Дмитриевич Буров, главным бухгалтером — Елена Ефимовна Олешко, старшим инженером-теплотехником — Анатолий Петрович Сердюк, старшим мастером по ремонту — Леонид Геннадиевич Кузнецов, старшим мастером — Василий Иванович Коваленко, мастером — Владимир Викторович Кузьмин, экономистом — Надежда Константиновна Чернявская.
Вот таким был первый штаб новообразованного пред-приятия, та «могучая кучка» пионеров, первопроходцев, которая вместе с коллективом рабочих и написала первую , страницу его истории. Они были первыми, эти 32 человека: 10 — инженерно-технических работников и 22 рабочих. Одни из них сегодня .на заслуженном отдыхе, некоторые другие и поныне остаются в трудовом строю. Это тракторист Станислав Антонович Яцюк, слесарь Александр Саввич Матко, лаборант Евгения Павловна Шкуренко, водитель Виктор Петрович Отрощенко, газоэлектросварщики Василий Иванович Юрьев и Леонид Семенович Урсал и другие.
Ничто и никогда не умалит славы и заслуги первопроходцев. У каждого из них была своя Боярка, свой Байконур. У пионеров нашего предприятия такой Бояркой стала Дирекция объединенных котельных и теплосетей. Запомним этот день — 6 мая 1968 года, день рождения госпредприятия «Херсонтеплокоммунэнерго» и его трудового коллектива. Давайте же, как заведено в каждой хорошей семье, установим традицию: ежегодно отмечать этот день и воздавать должное всем своим лучшим работникам. Пусть 6 мая станет для всех ежегодным семейным праздником! Давайте учредим и будем в этот день присуждать группе лучших из лучших работников почетное звание лауреата премии предприятия. При всех трудностях средства на это доброе дело, думаю, найдутся.
На более чем скромной материально-технической базе начиналось 30 лет назад новое предприятие. От ЖЭКов было принято 27 котельных общей тепломощностью 31 Гкал/час, 13 км тепловых сетей и системы отопления зданий. 16 котельных работали на природном газе, остальные — на твердом топливе. Как правило, котельные были индивидуальные, подвальные, встроенные и пристроенные, многие размещались в жилых домах, что было неудобно, экологически опасно и вредно для жильцов. Использовались котлы разных видов и марок, старых типов мощностью от 0,1 до 0,5 Гкал/час. Здесь можно было увидеть «Тулу» и «Надточия», «Универсал» и «Энергию». Самым совершенным в то время среди них был котел НИИСТУ-5, но его раз-два, и обчелся. Встречались котлы самодельные, неизвестных марок и изготовителей.
И еще сюрприз. Предшественники передали нам котельные, но «забыли» сделать то же самое с фондами угля. А впереди маячил первый отопительный сезон. Представители предприятия в спешном порядке поехали в Донбасс договариваться о поставках твердого топлива. Спасибо шахтерам, откликнулись, помогли. А когда вагоны с углем прибыли на станцию Херсон, их разгружали и перевозили топливо всем коллективом, от директора до слесарей и работников бухгалтерии. Дружно, самоотверженно трудились на тех субботниках и воскресниках наши пионеры. Иной скептик пренебрежительно хмыкнет: «Мелочь». Может быть. Но из тех мелочей, о которых мудрые люди замечают: в серьезных вопросах и делах каждый человек старается показать себя таким, каким он хочет выглядеть в глазах окружающих. В так называемых же мелочах он предстает тем и таким, кем и каким является на самом деле.
Нельзя не привести в связи с этим воспоминаний наших ветеранов Василия Ивановича и Мелании Григорьевны Коваленко, оба ныне работают операторами котельных. Он трудится на предприятии с первых дней, она пришла сюда год спустя. Назначили Василия Ивановича начальником эксплуатационного участка. Масса трудностей свалилась на его голову. Однажды ночью, часов около трех, вдруг поступает к нему домой сигнал тревоги: в котельной в районе завода ЖБИ, на жилпоселке — пожар. Супруги собрались быстро. Муж прихватил разводной ключ, жена, на всякий случай, — лопату, и — беглым шагом через весь город. Потому что какая в три часа ночи машина, да и некогда дожидаться ее.
Запыхавшись, супруги добрались наконец до котельной, — дым валит из окон и дверей. Забежали внутрь, а там горючее разлито по полу и горит. Кочегары же спят. Потушили Коваленки пожар, более-менее навели порядок, растолкали спящих. Ну, а разбирали это ЧП уже на следующий день. Тоже, скажете, мелочь?
— Дирекция объединенных котельных, — вспоминает другой ветеран, тракторист С. А. Яцюк, — размещалась тогда в подвале бывшей прачечной по ул. Суворова. Работали, вопреки пословице, и в тесноте, и в обиде, чуть ли не сидели друг у друга на руках. Ну, да откуда было взять лучшее, начинали почти с нуля. Позже выделили другое помещение, и я перевозил хозяйство конторы на тракторе с прицепом на улицу Краснофлотскую. Но вот что хочу сказать. Конечно, трудностей было хоть отбавляй, но велик был энтузиазм и у руководства, и у нас, рабочих, была прямо-таки боевая настроенность всего коллектива: как можно быстрее разгрести все острые проблемы и войти в нормальное русло работы.
Правда, на той материальной базе на первых порах проблемы решались очень трудно. Образно говоря, почти каждая аксиома превращалась в теорему. Простой пример. Существующая финансовая система содержала около 20-ти различных тарифов на пользование теплом от котельных. Оплата за каждый квадратный метр площади колебалась от 6 до 35 копеек. Решай как знаешь, выбирай те тарифы, которые больше нравятся. На счету нового предприятия было всего 35 тысяч рублей, из них 18 тысяч отчислялись в горфинотдел, на оставшуюся сумму хозяйствуй. Легко сказать! Ведь только на текущий и капитальный ремонт требовалось 100 тысяч рублей.
Вместе с котельными Дирекции были переданы одна телескопическая вышка и мотоцикл с будкой, которым пользовались и руководители предприятия, и электросварщик со. своим оборудованием. Другой транспортной и землеройной техники не было. При необходимости теплотрассы в местах аварий вскрывались вручную, главным орудием производства были лом и лопата. От этой лопаты до сегодняшних автоматизированных систем управления и контроля, до компьютеров, которые все шире внедряются в нашу работу, — таков путь технического прогресса предприятия «Херсонтеплокоммунэнерго» за три десятилетия.
На первых порах предстояло перевести эксплуатацию котельных, теплосетей, домовых систем отопления на качественно новый уровень, ликвидировать все мелкие, прежде всего подвальные котельные, работающие на угле, остальные газифицировать. Развернуть работы по механизации, автоматизации и диспетчеризации тепловых процессов, унифицировать тарифы, разжиться транспортом и землеройной тех-никой… Одним словом, начать и кончить.
— Легко сказать, труднее сделать, — говорит теперь бывший главный инженер Л. Д. Буров. — Но если цель поставлена четко и обоснованно, берись за работу. Хочешь до чего-нибудь дойти — вставай и иди. Прав Станислав Яцюк: энтузиазма и упорства в работе нам было не занимать. Каждый на своем участке делал что мог и чуть больше. Я воочию увидел, как загораются люди, когда понимают и знают, что их руками, умом создается нечто совершенно новое, интересное, значительное, что из их черновой будничной работы вырастает завтрашний день, и он будет намного лучше дня сегодняшнего.
Леонид Дмитриевич Буров вспоминает, как уже с первых месяцев запульсировала творческая мысль инженеров и техников. Летом 1968 года были газифицированы три котельные, а в пяти проведена реконструкция с заменой устаревших чугунных котлов на стальные НИИСТУ-5. Тогда же был заказан проект, а вскоре внедрена диспетчерская система «Ветер». 17 котельных удалось перевести в диспетчерский режим эксплуатации. Система «Ветер» при двух пультах управления в состоянии была диспетчеризировать 20 объектов. Летом 1969 года при подготовке внутридомовых систем отопления к осенне-зимнему периоду была впервые применена пневмогидравлическая промывка котлов от накипи, а в 1970-м — химическая. Для этого использовалась сыворотка, которую предприятие брало на молокозаводе. Однако новое дело было малоэффективным, поиски продолжались, и лишь в конце 70-х годов для промывки котлов начали применять водный конденсат ВК-1.
За год-полтора предприятие в главных чертах сформировалось. Была создана, пусть на первых порах несовершенная, даже примитивная база для непрерывного, круглогодичного планово-предупредительного ремонта оборудования. Все отопительное хозяйство разделили на два производственно-эксплуатационных участка. Во главе их стали опытные инженеры Даниил Борисович Микитянский и Иван Федосеевич Калюк. Тщательно подбирались на месте, обучались, а то и — чего греха таить? — переманивались с других предприятий квалифицированные кадры. Одновременно руководство ужесточило отношение к нарушителям дисциплины, от лодырей и пьяниц избавлялись решительно и без ложной жалости.
Стартовый период закончился. Коллектив предприятия окреп, почувствовал себя достаточно готовым для решения новых задач, перехода на более качественный уровень работы, во имя чего, собственно, и затевалась вся реорганизация. Однако необходимо было еще организационное, инженерное, материальное обеспечение.