Когда разлучаются двое
Войдя в современные условия рыночных отношений (напоминающие, впрочем, не столько рынок, каким он сложился в западных развитых странах, сколько наш родной, крикливый и бестолковый базар), «Херсонтеплокоммунэнерго» сразу оказалось в крутом переплете. Государством были отменены льготные цены и тарифы на энергоносители, отпускаемые коммунальным предприятиям, и, наоборот, увеличены тарифы на другие услуги. Уже одно это поставило нас перед классическим вопросом «что делать?». Как не только выжить, но и остаться предприятием с развивающимся производством, с динамичной, работающей экономикой? Казалось, переход к работе в новых условиях в известной мере развяжет нам руки, предоставит больше самостоятельности, откроет простор для маневра в экономической работе.
Увы, этот «простор» целиком укладывается в рамках «от» и «до».
Потому что, отменив льготные тарифы и цены на энергоносители, государство тут же установило свое регулирование тарифов на коммунальные услуги для населения. Как их в такой обстановке регулировать, если в структуре себестоимости тепловой энергии, которую мы производим, затраты на оплату энергоресурсов (газ, электроэнергия, покупная теплоэнергия) составляют почти 90 процентов!
Лабораторию по химводоподготовке возглавляет Татьяна Михайловна ЛИХОШЕРСТОВА |
Основными потребителями тепловой энергии являются население (75% от общего объема реализации), бюджетные организации и учреждения (20%), хозрасчетные предприятия и организации (5%). Распоряжением облгосадминистрации тариф для населения за теплоснабжение предусматривал 20%, с начала 1996 года — 40% возмещения горожанами фактических затрат, затем — 80%. Остальная часть стоимости теплоэнергии должна была возмещаться в виде дотации из местного бюджета.
Хорошо планировалось, сладко обещалось! Если бы так и делалось, цены бы этим обещаниям не было. Но местный бюджет беден, население из-за хронических невыплат сидит без денег, поэтому и дотации не выделяются, и общий размер платы от населения уменьшился.
Все это заставило нас крепко задуматься. Было ясно, что никто готовых решений нам не даст, никто о нас не побеспокоится, если сами не подумаем о себе. Требовались радикальные и безотлагательные меры по улучшению финансового положения предприятия. Причем, не как отдельные мероприятия, порой мало связанные между собой, а как стройная система, как целостная программа, которой предстояло действовать и завтра, и послезавтра, поэтапно снимая с повестки дня одну проблему за другой.
Такая программа родилась. Неоценима роль в ее разработке персонально заместителя директора предприятия по экономике Виктора Александровича Мирошниченко. С помощью всех служб предприятия (экономической, производственной, технической и др.) разработчики программы сумели выявить скрытые, но мощные внутренние резервы, истинное значение которых до сих пор нами не было осмыслено и понято.
Суть новшеств, которые предлагались разработчиками программы, можно полушутливо сформулировать так: «Из каждого безвыходного положения существуют по меньшей мере два выхода: или вернуться назад, или все-таки — вперед!». За шутливой формой скрывалось серьезное содержание. Потому что предложенная программа предусматривала настоящий переворот в некоторых привычных для нас понятиях, в устоявшихся и поэтому застоявшихся формах и методах работы. Переворот — это, во-первых, решительный отказ от всего старого и уже устаревшего, исчерпавшего себя; и, во-вторых, выход предприятия на новый виток спирали, переход к более высокому качеству работы. Поэтапно. Шаг за шагом. Как и полагается в каждом серьезном деле.
В первую очередь, объясняет одна из разработчиц, начальник планово-экономического отдела Т. С. Ткаленко, необходимо было найти пути снижения себестоимости тепловой энергии. Постоянное в течение последних лет снижение качества теплоэнергии, которую отпускает Херсонская ТЭЦ, особенно в осенне-зимний период 1995-96 гг., привело к тому, что потребители почти полностью прекратили оплату теплоснабжения. Поэтому и жилищные организации, в частности ЖЭКи, отказались собирать с населения плату за покупное «тэцевское» тепло. В свою очередь, это вынудило руководство нашего предприятия пересмотреть договорные отношения с ТЭЦ и с начала 1996 года отказаться от роли посредника, перепродавца теплоэнергии, вырабатываемой на теплоэлектроцентрали. И действительно, сколько можно было бедному Макару принимать на свою голову шишки, отдуваться за чужие грехи?
К тому же, теплоэнергия ТЭЦ, которую мы до сих пор перепродавали потребителям, стала для нас убыточной: себестоимость ее была в полтора раза выше той, которая вырабатывается нашими котельными. Только за 1995 год, например, сумма убытков от покупного тепла, с учетом недополученной от потребителей оплаты, составила 5 млн. 360 тыс. гривень. Это стало последней каплей, переполнившей чашу нашего терпения.
«Когда разлучаются двое, — поется в известном романсе на слова Генриха Гейне, — друг друга за руки берут и долго, и горько рыдают…» Мы не плакали. Разрыв долголетних партнерских связей с ТЭЦ объективно назрел, они стали нам в тягость и в убыток. Они попросту себя изжили. И с июля 1996 года ТЭЦ, согласно распоряжению главы облгосадминистрации, перешла на прямые взаиморасчеты со своими потребителями, а с «Херсонтеплокоммунэнерго» был заключен договор о доставке потребителям теплоэнергии, вырабатываемой теплоэлектроцентралью. Разумеется, за соответствующую оплату этих услуг. Это позволило нам исключить из себестоимости теплоэнергии затраты на покупное тепло, снизить тариф за одну гигакалорию теплоэнергии на две гривны, дополнительно начислять за транспортирование теплоэнергии ТЭЦ в среднем 75 тысяч гривен ежемесячно. Как видим, резервы лежали рядом, нужно было только наклониться и поднять их. Немного времени прошло с тех пор, и мы заметили: количество жалоб на некачественное тепло значительно уменьшилось.
Кстати, аналогичная ситуация с покупным теплом сложилась не только в Херсоне, но и в других областях Украины. Поэтому положительный опыт решения этой проблемы нашим предприятием заинтересовал коллег из разных областей. К нам приезжали специалисты-теплоэнергетики из Винницы, Черкасс и других областных центров. Мы охотно показали и рассказали, что и как делаем, какие намечаем следующие шаги по закреплению и развитию успеха.
Это была одна часть разработанной программы улучшения финансового положения предприятия. Ею проблема в полном объеме еще не решалась. Предстояла отнюдь не романсная «разлука» еще с одним партнером, который до сих пор оказывал нам услуги по сбору платы от населения за пользование теплоэнергией, — с жилищными организациями, проще говоря, с ЖЭКами. Это партнерство становилось для нас все более невыгодным, финансово обременительным и ничего, кроме убытков, не сулило в будущем.
Было решено взять дело сбора платы с населения за выработанную нами теплоэнергию в свои руки. Начиная с лета 1996 года значительно расширилась наша служба учета и сбыта теплоэнергии (СУСТ), созданная весной. В ее функции были включены также сбор платежей с населения и связанная с этим организационная работа. Возглавляет эту службу Л. П. Демьянова. Людмила Петровна оказалась «человеком на своем месте». Окончательно функции СУСТа были отработаны в январе 1997 года.
Чем не устраивало нас партнерство с ЖЭКами? Пока сбором платы за нашу теплоэнергию занимались ЖЭКи, на предприятие поступало от них не более 27% средств. А остальные? Одна часть платы недособиралась вообще, другая, уже собранная, утаивалась, использовалась руководством ЖЭКов на свои нужды. Вот наглядный пример. За полгода, пока длился поэтапный переход в сборе платы от населения, с 1 июля по 31 декабря 1996 года, когда часть квартиросъемщиков была передана от ЖЭКов предприятию «Херсонтеплокоммунэнерго», поступление средств составило уже не 27, а 40%, а за 9 месяцев 1997 года — 89! Как говорят соседи-одесситы, две большие разницы.
И все же, откуда такой взлет, такой высокий процент сбора платы — 89? Это результат и хорошо, грамотно поставленной работы с квартиросъемщиками, и следствие также того, что предприятие и его СУСТ проводят работу по перерасчету стоимости тепла, отпущенного потребителям, если по каким-то причинам вдруг ухудшается его качество.
Вопрос о необходимости проведения таких перерасчетов возник в связи с тем, что оплата за теплоснабжение выставлялась по тарифам, рассчитанным на основании действующих нормативов. Фактически же в силу ряда объективных причин эти нормы не соблюдались. Потребителям, которые не имели приборов учета теплоэнергии, в случаях ее отключения или снижения уровня подачи, производится теперь корректировка размера оплаты. Это делается в соответствии с «Методическими указаниями к учету недоотпуска тепла в расчетах с потребителями, подключенными к сетям «Херсонтеплокоммунэнерго». Документ этот утвержден в облгосадминистрации. Между прочим, другие теплокоммун-предприятия Украины перерасчет оплаты за недоотпуск тепла потребителям не производят вообще или же делают это по своему усмотрению. Единой методики ведь нет, как и единого порядка оформления возвратов. Наше предприятие в этом отношении является пионером в Украине. Специалисты во главе с В. А. Мирошниченко совместно с работниками отдела цен облгосадминистрации разработали такую методику. После утверждения «Методические указания» были направлены в различные контролирующие органы, а также в органы исполнительной власти города и области для руководства.
На основе этой методики на предприятии разработана и внедрена система автоматизированного учета недоотпуска теплоэнергии. Это позволяет начислять оплату за отопление и горячее водоснабжение по факту реально предоставленных услуг. Такая работа ведется с апреля 1996 года.
Под руководством Виктора Александровича нашими специалистами разработаны, согласованы с облгосадминистрацией и утверждены также «Методические указания по определению нормативов теплового потребления в расчетах тарифов на услуги теплоснабжения предприятий областного объединения «Херсонтеплокоммунэнерго». Они введены в действие с мая 1996 года.
На предприятии разработан также и с июля 1996 года внедрен «Порядок расчета потребности в дотации на покрытие убытков, связанных с государственным регулированием тарифов, для населения на коммунальные услуги». По этому, документу теплоэнергетики области научились грамотно производить расчеты.
Разработка и использование названных документов способствовали созданию нормативной и методической базы для выполнения экономически обоснованных расчетов. Не случайно, наверное, на республиканском семинаре, который проводился летом 1997 года в Херсоне, именно наших специалистов, наше предприятие ставили в пример другим: как нужно искать новые подходы в новых условиях, вот что значит работать творчески.