Выдриган Николай Захарович
Юго-Западный фронт. Отсюда Николай Выдриган начал свой боевой-путь. Каждый день — задания и все важные, ответственные: разведать нахождение вражеских войск, определить огневые позиции батарей, сфотографировать фашистские укрепления, нанести на карту аэродром.
Упустить ничего нельзя, все нужно, все представляет огромную ценность…
В ходе полетов, нередко под обстрелом вражеских зениток, в схватках с фашистскими летчиками лейтенант накапливал опыт, вырабатывал высокую технику пилотирования самолета. А вскоре пришли к нему и первые победы.
17 октября 1942 года вместе с товарищами Николай прикрывал наши наземные войска в районе Сталинграда.
— Слева «юнкерсы»! — услышал он в шлемофоне голос своего ведомого.
Выдриган взглянул на юго-запад и увидел в голубой мгле неба фашистские бомбардировщики. По силуэтам определил: «юнкерсы». Мелькнула мысль: намереваются навалиться на нашу пехоту.
— Атакуем! — подал команду ведомому и бросил свой самолет в атаку на одного из «юнкерсов». Почувствовал, как пули прошили правое крыло, но машина не потеряла маневренности.
«Юнкерсы» отбили первую атаку, но их боевой порядок нарушился. Наши самолеты вновь бросились на врага уже с другой стороны. Два бомбардировщика окутались дымом и повалились вниз. Третья атака заставила «юнкерсы» сбросить бомбы на чистое поле и спасаться бегством.
Через несколько дней лейтенант, будучи в разведке, вынужден был отбиваться от шести «Мессершмиттов-109». Он сбил одного из них, умелым маневром вышел из боя, выполнил задание, доставил командованию ценные сведения…
В летной книжке много самых различных записей о боях с врагом. «1 апреля 1943 года. В составе четырех «яков» вылетел на отражение нападения «Мессершмиттов-109», появившихся над Батайском. Завязался воздушный бой, в результате которого лейтенант Выдриган сбил один самолет врага».
«20 сентября 1943 года. Лейтенант Выдриган выполнял специальное задание по фотографированию моста через Днепр и центрального Запорожского аэродрома, которые усиленно прикрывались зенитной артиллерией и истребителями врага. Под сильным обстрелом пилот правильно выбрал маршрут и образцово выполнил задание».
Неустанно рос боевой счет Николая Выдригана. Он сбил два вражеских самолета над Крымом, десять — в небе Чехословакии, а всего 16 фашистских машин. Последнего сбил 29 апреля 1945 года во время прикрытия наших наступающих войск в районе чехословацкого города Вышков. Это был «Фокке-Вульф-109». В День Победы Николай сделал последний боевой вылет, сопровождал бомбардировщики, наносящие удары по войскам гитлеровского генерала Шернера, который отказался сдаться.
За годы Великой Отечественной войны Николай Захарович 629 раз вылетал на боевые задания, из них 432 — на разведку, 69 — на сопровождение наших самолетов, 108-на прикрытие наземных войск, провел 57 воздушных боев.
Случилось так, что во время войны Николай потерял связь со своим отцом Захаром Петровичем, прославившимся во время войны генералом, участником штурма Берлина. После войны они наладили переписку и 12 июня 1946 года должны были встретиться. Но увидеться отцу с сыном так и не удалось. В день, когда должна была состояться их встреча, Николай погиб.
Погиб во время выполнения фигур высшего пилотажа на одном из истребителей новой модели. Отец опоздал лишь на полчаса.
Николай Захарович Выдриган прожил короткую жизнь. Но вся она была яркой, светлой, насыщенной пламенными чувствами и стремлениями, жизнь настоящего человека, патриота Родины.