Бабенко Яков Алексеевич
12 января 1945 года войска 1-го Украинского фронта начали наступление с Сандомирского плацдарма на Висле.
333-й гвардейский полк, которым командовал Яков Алексеевич Бабенко, как всегда, наступал в первом эшелоне. После сильной артиллерийско-минометной подготовки он сразу достиг вражеских траншей и овладел узловыми пунктами обороны. Затем бойцы вслед за танкистами ворвались на промежуточный рубеж фашистских укреплений. Особенно тяжелые бои завязались на подступах к селу Шацкому.
Пять раз контратаковали гитлеровцы и пять раз откатывались назад. Шацкое было взято штурмом. В этих ожесточенных схватках командир полка был ранен, но не оставлял поле боя.
На четвертый день наступления полк Бабенко захватил дорогу, ведущую на Краков. Вражеские войска, находившиеся в районе старинной польской столицы, были отрезаны. Стремясь вырваться из окружения, гитлеровцы бросили в бой все свои силы, в том числе до двухсот танков. Однако успеха достичь не смогли. На рассвете полк гвардейцев ворвался в город Кельце и после ожесточенного боя взял его.
Передохнув, советские воины двинулись на еще один важный узел вражеского сопротивления — город Пиотркув, атаковали его в ночь на 18 января. Фашисты не ожидали такого неожиданного удара и оставили город.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за эту операцию полк был удостоен ордена Кутузова.
19 января 1945 года полк, двигаясь в головной походной заставе 13-й армии генерал-полковника Пухова, получил приказ выйти на Одер, с ходу форсировать его, захватить и закрепиться на нем.
Передовой отряд на танках и автомашинах возглавил подполковник Бабенко. Сметая на пути небольшие фашистские заслоны, он в ночь на 23 января достиг реки в районе города Штейнау и расположился в лесу. Началась подготовка к захвату «пятачка» на западном берегу Одера.
Река была покрыта льдом. Бабенко решил проверить, можно ли перейти по льду. Как только стемнело, вперед двинулись разведчики. Они успешно достигли противоположного берега, но были обнаружены гитлеровцами. Наши артиллеристы открыли огонь по фланговым пулеметам врага. На помощь разведчикам тремя колоннами поспешил батальон. Переправа его по льду прошла успешно.
Теперь предстояло удержаться на плацдарме. Гитлеровцы открыли сильный артиллерийский и минометный огонь, затем пошли в атаку. Только отбили ее, как появились «юнкерсы». После бомбежки на них двинулись фашистские танки. Потом снова пехота…
Поддерживаемые огнем артиллерийского дивизиона с восточного берега, десантники мужественно отбивались. Но им пришлось потесниться — отойти к берегу реки.
Ночью к Одеру подошли основные силы полка, с ходу форсировали его, начали расширять плацдарм и захватили городок Темендорф.
26 января полк вел ожесточенные бои с врагом, отбивая одну контратаку за другой. На следующие сутки горячие схватки разгорелись на подступах к городу Глогау. В одной из атак гитлеровцам удалось прорваться в расположение полка. От прямого попадания снаряда в наблюдательный пункт погибли заместитель командира полка по политчасти майор Кабанов, командир взвода связи и три бойца. Яков Алексеевич Бабенко был контужен.
В этот критический момент с тыла гитлеровцев атаковал второй батальон, и они откатились.
Через день к Одеру подошли основные силы дивизии.
В боях при форсировании Одера полк Бабенко уничтожил 22 вражеских танка, 416 автомашин, 50 самолетов и до трех тысяч гитлеровских солдат и офицеров.
За героизм, мужество, находчивость командиру полка подполковнику Бабенко, комбатам Андрюхину и Безносову было присвоено звание Героя Советского Союза, а полк награжден еще одним орденом Богдана Хмельницкого. Орденами и медалями были отмечены все солдаты и офицеры полка.
В последние месяцы войны полк Якова Алексеевича выполнял другие задания командования, первым форсировал реку Шпрее, принимал участие в боях за Берлин.
Когда отгремели бои, подполковник Бабенко еще некоторое время служил в Вооруженных Силах. Но дали о себе знать фронтовые раны и контузии. Он ушел в запас и возвратился на родную Херсонщину, в Цюрупинск. Здесь работал председателем райисполкома.