Винер Леонид Леонидович
Детские годы Леонида Винера связаны с Херсоном.
Когда фашисты подошли к городу, юноша вместе с тысячами херсонцев переправился на левый берег Днепра, прошел десятки километров по таврическим степям, видел нескончаемые вереницы эвакуирующихся советских людей, женщин, детей, стариков, тучные стада колхозного скота, угоняемого на восток, бесконечные обозы… И над всем этим, движущимся на восток, коршунами носились фашистские самолеты — безнаказанно стреляли, бомбили. Все взывало к мести, к борьбе. И Леонид решил: его место на фронте.
В августе поступил добровольцем в армию, его направили в бронетанковую часть. Воевал на Северном Кавказе. Доблесть и геройство старшего сержанта были отмечены правительственными наградами — медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды… Затем сражался на 1-м Прибалтийском фронте, куда в октябре 1943 года была переброшена гвардейская танковая бригада. Принимал участие в прорыве вражеских укреплений. Танк, на котором воевал Леонид, не раз выходил победителем в поединке с немецкими машинами.
После освобождения Херсона от гитлеровских оккупантов он писал матери:
«Когда, сидя в танке, иду в атаку, думаю только о вашей участи. Ни одному фашисту нет пощады за вас, за ваши страдания, за нашу Советскую Родину. За каждую каплю крови, пролитую нашим народом, за слезы и страдания советских людей фашистские людоеды ответят своей собственной кровью…
Идем в наступление… За меня не беспокойтесь и меньше переживайте. Может быть, у меня не будет времени вам написать, но не беспокойтесь».
…Наши войска с боями шли вперед, освобождая один населенный пункт за другим. Танковая бригада подошла к Западной Двине. С высокого берега в дыму виднелась Улла, районный центр Витебской области, превращенный фашистами в мощный узел сопротивления. Необходимо было разведать брод через реку, а главное — систему огня противника, его силы.
Выполнение задания было возложено на парторга подразделения Леонида Винера. С ним пошли десять смельчаков-добровольцев — все члены партии и комсомольцы.
Позже, рассказывая об этом бое на белорусской земле, товарищ Леонида Леонидовича Винера по оружию, коммунист с Днепропетровщины Геннадий Григорьевич Морозов в письме матери Героя — Дине Федоровне напишет: «Все мы, конечно, знали, что задание сложное. Знали, что кто-то из нас погибнет, но — умирать один раз! Внешне были спокойны. И вот перед нами река… Задание мы с честью выполнили, но какой ценой…»
Подойдя к берегу, разведчики затаились в кустах. Впереди спокойно и просторно текла река. Вокруг была удивительная тишина. Вдали на том берегу виднелся городок Улла. Пожары утихали. Молчат засевшие в нем гитлеровцы. Молчит наша передовая. Но вот в небо взвилась красная ракета. И в ту же минуту гром канонады разорвал тишину — наша дивизионная артиллерия открыла огонь по врагу. Под прикрытием огня разведчики прямо по воде двинулись вперед. Вскоре глубина стала такой, что довелось плыть. Уже недалеко был левый берег, когда немцы обнаружили их. Но и под огнем противника они сделали свое дело — разведали переправу для наших танков, засекли немецкие огневые точки.
Старший сержант приказал группе переправляться на свой берег, а сам остался прикрывать ее отход. Увидев, что старшина Шумилов с красноармейцами Каменецким и Морозовым уже достигли берега, Леонид бросился в реку…Осколок разорвавшегося рядом снаряда оборвал жизнь парторга подразделения Леонида Леонидовича Винера.
Подвиг разведчиков и их командира имел большое значение для дальнейшего продвижения наших подразделений. Добытые ими данные помогли оперативно разработать план прорыва вражеских укреплений. И воины гвардейской танковой бригады успешно осуществили его.
В Херсоне свято чтут имя героя-земляка. На зданиях школы № 6 и городского профтехучилища № 1 (бывшее ремесленное № 3) установлены мемориальные доски, его имя носит пионерский отряд, в поселке Северном есть улица имени Леонида Винера.