Оводовский Григорий Яковлевич
Растаял в дымке знойного августовского дня Кронштадт.
Оводовский поднес к глазам бинокль, окинул горизонт. Ничего подозрительного, опасного. Катерные тральщики идут легко, быстро. У зенитных пушек застыли расчеты. Враг может появиться внезапно.
Вспомнилось недавнее траление в Выборгском заливе, почти под носом у фрицев. Вражеские береговые батареи вели непрерывный огонь, стремясь накрыть корабли дивизиона, бомбили самолеты. Тральщики маневрировали, отбивали атаки «юнкерсов», но боевой работы не прекращали. За десять дней они уничтожили 320 морских мин, проложили дорогу кораблям Балтийского флота к Выборгу. Дивизиону было присвоено гвардейское звание.
И вот — новая, не менее сложная задача. В Нарвском заливе необходимо уничтожить противоминные заграждения протяженностью 18 миль, а потом протралить фарватер шириной в две мили для прохода наших кораблей к Таллину. Безусловно, будет трудно. Ведь работу придется вести на виду у врага.
К полудню дивизион вышел в район траления и сразу попал под обстрел береговых батарей. Умело маневрируя, командиры тральщиков продолжали выполнять задачу. Но на следующий день им пришлось вступить в бой с вражескими сторожевиками. Фашистских кораблей было немного, действовали они несмело и под плотным огнем тральщиков вынуждены были убраться. Не имели успеха и все их последующие попытки атаковать дивизион.
Доложив о результатах поединка с фашистскими сторожевиками и о том, что в первые два дня подорвано 248 мин командиру бригады тральщиков капитану первого ранга Юрковскому, капитан-лейтенант Оводовский сказал:
— Теперь остались самолеты. Они обязательно будут…
И он не ошибся. Налетело сразу 25 фашистских пикировщиков. Моряки мужественно отбивали их нападение. Густой зенитный огонь тральщиков мешал прицельному бомбометанию, прицельной стрельбе гитлеровских летчиков.
Многие тральщики, и в том числе флагманский, получили десятки пробоин. Моряки здесь же наскоро заделали их, продолжили боевую работу и с честью выполнили задание.
Это было 7 августа 1944 года.
А в канун 1945 года подразделение под командованием капитан-лейтенанта Оводовского успешно проводило корабли на запад по заданному курсу. Когда Григорий Яковлевич проходил мимо полуострова Ханко в Финском заливе, он всегда вспоминал свою службу на нем, сорок первый год, оборону военно-морской базы. Затем — первые десанты на занятую врагом территорию, тяжелое, под беспрерывными налетами вражеской авиации и фашистских кораблей возвращение в Кронштадт.
Испытания тех дней закалили дух, воспитали отвагу и мужество, помогли выстоять в самые напряженные дни войны.
Страна отпраздновала День Победы, перешла к мирной жизни. А для морского сапера Григория Яковлевича Оводовского война продолжалась. Он все еще был на передовой: искал мины, расстреливал их, подрывал. И каждый раз с риском, со смертельной опасностью.
Тральщики Оводовского обезвредили более двух тысяч морских мин.
В 1956 году в звании капитана первого ранга Григорий Яковлевич вышел в отставку, проживал в Ленинграде.