Садовой Александр Петрович
Утром 19 апреля 1945 года танки майора Садового, форсировав небольшую речку, повели наступление дальше. Фашисты ожесточенно сопротивлялись. Внезапно из-за укрытия по нашим танкам почти в упор ударили замаскированные самоходки. Командир полка приказал первому батальону подавить их.
Т-34 открыли огонь. Несколько «фердинандов» вспыхнули, остальные стали отползать назад.
Невдалеке от танка командира полка, за стенами полуразрушенного дома замелькали зеленые фигуры. Они, вероятно, поджидали, когда советские танки подойдут поближе, чтобы открыть огонь из фаустпатронов.
— Справа опасность! — предупредили в микрофон Садового.
И сразу же несколько танков третьего батальона ударили по развалинам. Гитлеровцы были уничтожены.
Пройдя первую линию вражеских окопов, полк завязал бой в глубине фашистской обороны. Ряды его редели, но это не повлияло на наступательный порыв танкистов. Уничтожив огневые точки и проволочные заграждения, они рванулись вперед.
К концу дня майор Садовой доложил командиру 37-й механизированной бригады полковнику Хотимскому:
— Вражеская оборона прорвана. Полк уничтожил 6 самоходных установок и около 300 немецких солдат и офицеров, взял 16 пленных.
Началась переправа всего танкового корпуса, а затем и армии. Выйдя на оперативный простор, советские танки устремились к Берлину. 21 апреля они завязали бои на его окраинах. Перед началом решающего штурма фашисткой столицы майор Садовой собрал командиров и сказал:
— Тяжело было, но мы дошли. Вера в победу, в то, что мы обязательно сломаем хребет фашистскому зверю, вела нас вперед. Так будем и в завершающих боях сражаться с такой же отвагой, с какой прошли весь наш боевой путь…
Да, дорога бригады к Берлину была длинной — через горькое отступление 1941 года, сражение на Орловско-Курской дуге, за Днепр, под Корсунь-Шевченковым, в болотах Белоруссии, на Висле… И вот теперь предстояло отдать последний приказ, вместе со своими боевыми друзьями пойти в бой, за которым будет конец войне. Будет победа!
— Вперед, танкисты!
Командирская машина, а за ней и остальные устремились по улицам предместья. Танкисты уничтожали огневые точки, разрушали баррикады, -расстреливали вражеские пушки, преодолевали сопротивление фаустников. Почти каждый метр приходилось брать с бою и нередко платить за него дорогой ценой.
Бой в городе, да еще большом, многоэтажном, каменном,— сложное дело. Вот в поле, на просторе, танки могут развернуться… В Польше, например, за считанные дни полк прошел 500 километров — от Вислы до Одера, освободил свыше 120 населенных пунктов, в том числе три города. Этот рейд совершен ради того, чтобы вести бой вот здесь, на улицах фашистской столицы. Завершающий бой…
Однако дождаться его конца майору Садовому не пришлось. Фашистская пушка, внезапно открывшая огонь из укрытия, подожгла командирскую машину. Механик-водитель и заряжающий погибли, остальные бойцы были ранены. Александра Петровича в тяжелом состоянии направили в медсанбат.
День Победы майор Садовой встретил в госпитале. Здесь он узнал, что за проведение операции по форсированию речки и прорыв обороны противника на подступах к Берлину удостоен звания Героя Советского Союза.
Олга Тошева в детстве Садовая Ольга Александровна
| #
Большое Вам спасибо за рассказ, я правнучка Садового Александра Петровича-от рождении Садовая Ольга Александровна , сейчас Ольга Тошева.Очень много фактов все еще не написаны , а очень интересны по своей сути.Например то что мой прадед был под трибуналом и причины тому.Простите за плохой русский, а с детства не живу в Украине.
Reply