Улица Артема
Расположена в Суворовском районе, берет свое начало от Успенского (бывш. Спартаковского) переулка и заканчивается, упираясь в улицу Гетьмана Сагайдачного (бывш. Михайловича). Старое название 4-я Форштадская улица. Время переименования неизвестно, но судя по новому названию — явно в период после революции. Улица названа в честь советского политического деятеля, Сергеева Федора Андреевича, более известного как «товарищ Артем». В 2016 году в рамках декоммунизации, улица получила имя Илька Борщака, украинского историка, литературоведа, действительного члена научного общества им. Т. Шевченко.
Федор Андреевич Сергеев (Артем)
Федор Андреевич Сергеев (Артем) родился 7 марта 1883 года в селе Глебово Фатежского уезда Курской губернии в крестьянской семье. Детство и юность провел в Екатеринославе. В 1892 — 1901 учился в Екатеринославском реальном училище. В 1901 поступил в Московское высшее техническое училище.
Еще в Екатеринославском реальном училище Федор Сергеев сблизился с социал-демократами, а в 1902 году в Москве, будучи уже членом РСДРП, участвовал в студенческой демонстрации, за что был исключен из Высшего технического училища с «волчьим билетом» и посажен в тюрьму на полгода. В тюрьме ему дали кличку «Хлястик».
«Его приметы: рост 2 аршина 6 вершков, стрижется ежиком, усы редкие, по подбородку и щекам редкая, едва заметная растительность, шатен, походка развалистая, от пристальных взглядов уклоняется. Нос большой.»
Артем, после освобождения в 1902 г. из воронежской тюрьмы жил в Донбассе, создал социал-демократический кружок на Берестово-Богодуховском руднике. Работая помощником машиниста паровоза на Екатерининской железной дороге, Артем распространял нелегальную революционную литературу, в том числе — произведения В. И. Ленина, налаживал и укреплял связи с местными социал-демократами.
Вскоре, Федор Сергеев уехал учиться в Париж, в Русскую высшую школу общественных наук, где В.И. Ленин читал курс лекций по аграрному вопросу.
В 1903 вернулся на родину. «Я позорно бежал в Россию, потому что я чувствовал себя, плохо среди непонятной мне европейской культуры. И чувствовал себя в своей стихии в сравнительно варварской России». Профессиональный революционер работает в Екатеринославе, городах и поселках Донбасса. От шахтеров Федор Андреевич получил свое партийное прозвище — Артем.
В начале 1905 года, выйдя в третий раз из царской тюрьмы, Артем едет по заданию партии в Харьков. В этом грозном году в городе одна за другой проходят забастовки, демонстрации, вспыхивают митинги, схватки с полицией и казаками. И всегда Артем — в гуще боя. Артем был прекрасным конспиратором, обладая прямо-таки артистическим даром перевоплощения. Начальник охранки докладывал в департамент полиции:
«Пропагандисты под видом рабочих принимаются на завод, где они, конечно, не работают, ибо не умеют. Таким был нелегальный Артем. Администрация завода и местный полицейский надзиратель это хорошо знают, но умалчивают из страха. Комитет (большевиков) озабочивается увеличением числа членов боевых дружин и обучением их стрельбе и маршировке, которыми занимаются открыто за городом, близ паровозостроительного завода. Полиция по обыкновению не замечает ничего».
1 мая 1905 года труженики Харькова лицезрели борцов за свои пролетарские права. Из свидетельств очевидца: «…Мы группами пошли по цехам и стали говорить рабочим, чтобы они бросали работу, но рабочие приняли нас недружелюбно, а некоторые ругали нас по матушке и даже грозили молотком. Мы пошли тогда на станцию, товарищ Миша залез на котел и дал гудок, 10 минут. После рабочие стали выходить из мастерских во двор. Наша группа вновь соединилась, выступил оратор… Начальник мастерских сказал рабочим: «Наши! Расходитесь по домам, сегодня все равно уже пол дня пропало», — и рабочие пошли к проходной… Но когда на завод в качестве чернорабочего поступил Артем, то рабочие, благодаря его сильному влиянию, стали больше примыкать к большевикам».
В июне Харьков потрясла трехдневная всеобщая политическая стачка.
Анонимное письмо к Харьковскому губернатору. 15 декабря 1905 года:
Милостивый государь господин губернатор! Обратите Ваше внимание и примите меры к аресту социалиста и агитатора Артема, который на Сабуровой даче в подвальном этаже лечебницы устраивает сходки по ночам, где собираются низшие служащие больницы, солдаты и бывали даже офицеры. Речи произносятся ужасные и заговоры кровавые против должностных лиц Харькова. Раздают оружие и делают сбор денег на покупку оружия. Служащих больницы заставляют под угрозой примыкать к восстанию. Избавьте нас, многих скромных служащих от крамольника Артема и доктора Тутышкина, в квартиру которого должно поступать жертвуемое оружие. С помощью этих лиц в прошлом месяце была произведена революция в больнице и оскорблен старший врач. Спасите, вам вручена власть, наше начальство бессильно, а мы живем под ужасным гнетом и среди людей вооруженных. Не оставьте этого письма без внимания, в нем, видит Бог, одна правда.
Служащий больницы.
Харьковские рабочие избрали Артема своим делегатом на IV съезд РСДРП. По заданию В.И. Ленина он уехал на Урал. Работа предстояла огромная. Но с помощью предателя охранке удалось схватить всех членов Пермского комитета партии. «Камера большая, светлая. Пища неплохая, прогулка в день чуть ли не на 2 часа, еженедельно баня, а что главное — я могу иметь здесь столько книг, сколько хочу, и имею очень много временя для занятия».
Суд приговорил Артема к вечной ссылке в Восточную Сибирь, но в 1910 году он бежал через Корею и Китай в Австралию. Годы жизни на чужбине были полны труда и лишений. Но всегда Артем, как мог, служил революции. В Австралии он возглавил союз русских рабочих-эмигрантов, который боролся вместе с австралийским пролетариатом, наладил издание русской газеты «Австралийское эхо». Артем говорил на митингах о необходимости борьбы за свои права. За организацию одного из таких митингов власти упрятали его за решетку.
После февральской революции 1917 вернулся в Россию и возглавил большевистский комитет Харьковского совета. Его избрали в ЦК. Артем стал во главе Донецкого губернского комитета РСДРП. А в октябре 1917 года он по вызову ЦК приехал в Петроград и принял участие в вооруженном восстании.
Был очень властолюбив. 4 сентября на конференции фабрично-заводских комитетов в Харькове говорил: «В настоящее время мы порвали с Временным правительством и приступили к образованию своей власти, к организации которой будет привлечён весь Донецкий бассейн. Мы поддерживали правительство, пока оно боролось с Корниловым, но теперь после назначений Алексеева, Данилова, Рузского и других скрытых и явных врагов демократии на ответственные и командные посты, а равно известия о сформировании Керенским нового кабинета, заставляют нас спросить: «кто дал право Керенскому составлять правительство? Мы не давали ему полномочий» [Артём (Ф.А. Сергеев). Статьи, речи, письма, Москва, 1983, с. 166].
Участвовал в борьбе за установление Советской власти в Украине. «Большевик-ленинец», он последовательно выступал против меньшевиков, левых эсеров, поддерживал В.И. Ленина по вопросу о ратификации Брестского мира.
После, окончания гражданской войны участвовал в восстановлении шахт Донбасса. С ноября 1920 до января 1921 работал секретарем Московского комитета ВКП(б), был сторонником Ленина во время дискуссии о профсоюзах. Артем выступал против Л. Д. Троцкого и «рабочей оппозиции».
В мирные дни Артем — в руководстве партии и советского правительства Украины. Строится новая жизнь, из руин встают заводы и фабрики. Особой заботой Артема становится возрождение Донбасса.
В начале 1921 Артем возглавил ЦК Всероссийского союза горнорабочих, мечтал о создании Красного Профинтерна горнорабочих, который охватил бы шахтеров всего мира.
Последние годы он работал в Москве — сначала на посту секретаря Московского комитета партии, а затем — председателя ЦК Всероссийского союза горнорабочих.
Погиб Артем 24 июля 1921 во время испытания аэровагона. Похоронен на Красной площади в Москве.
В сентябре 1927 года на одной из высоких гор у Северского Донца открыт памятник. Его авторы: скульптор И. П. Кавалеридзе и архитектор Г. В. Вербенко. Этот памятник выполнен в кубистической манере. Выбранное место для его сооружения очень удачное, так как способствует эмоциональному воздействию над людьми, которые поднимаются к памятнику. Текст мемориальной доски: «Зрелище неорганизованных масс для меня не выносимо», с датами жизни и смерти Ф. А. Сергеева. (1883 — 1921гг.)
См. также «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо» Федор Сергеев (Артём)