Заказник «Бакайские острова»
Уникален животный мир этого уголка. Здесь находится интереснейшая смешанная колония голенастых. На полузатопленных деревьях серой ивы гнездятся цапли. Верхний ярус, как правило, занимает серая цапля — самый многочисленный вид в колонии. Цапли начинают гнездиться раньше других, во второй половине марта. Массивные гнезда, построенные из толстых стеблей тростника, иногда с добавлением сучьев, служат по многу лет и ежегодно достраиваются, поэтому боковые ветви ивы, где обычно размещаются гнезда, часто не выдерживают их тяжести и ломаются. В полной кладке серой цапли 4-5 крупных светло-голубых с известковым налетом яиц. Первые птенцы вылупляются в конце апреля, но гнезда с яйцами встречаются и в июне. Питается серая цапля в основном рыбой, которую терпеливо подкарауливает на мелководье, но, кроме того, она поедает крупных насекомых, мышевидных грызунов, ящериц.
Серая цапля устраивает свои гнезда не только на деревьях, часть птиц гнездится на заломах тростника в сплавинах (островки из тростника) у Большого Соколиного острова, Большого Потемкинского острова и т. д. Здесь ее соседями бывают большая белая цапля и рыжая цапля. Большая белая цапля до сих пор продолжает оставаться редкой во многих местах, в плавнях же Днепра численность ее достаточно высока.
В среднем ярусе старых ив устраивает свои гнезда малая белая цапля. Она значительно меньше и стройнее большой белой цапли, на черных ногах резко выделяются желтые пальцы. Малая белая цапля охотно использует старые гнезда, при постройке новых материал приносит самец, а укладывает его самка. У самца в брачный период на затылке хохолок из 2-3 нерассученных длинных (до 20 см) перьев. На груди и плечах ажурные перья-эгретки, покрывающие спину, словно накидкой и заходящие за конец хвоста. У самки эти перья менее развиты.
Высиживают и выкармливают птенцов оба родителя, корм приносят в клюве. Питаются малые белые цапли водяными насекомыми, личинками, лягушками, мелкой рыбой, крупными насекомыми. Еще не полностью оперенные птенцы выскакивают из гнезда на соседние ветви и проводят там почти все время, спускаясь в гнездо только чтобы взять у прилетевших родителей пищу.
Примерно на одной высоте с малой белой цаплей гнездятся ночные цапли — кваквы с большими ярко-красными глазами, взрослые особи которых «носят» нарядный светло-серый «жилет» и длинные узкие перья на затылке в брачный период. Молодые кваквы покрыты крупными пестрянками и совершенно не похожи на своих родителей. Кваква самая крикливая и наименее осторожная из всех цапель. Питается в основном живой пищей — червями, личинками водяных насекомых, рыбой, лягушками.
По соседству, но преимущественно на затопленных кустах лозы, находятся маленькие компактные, гнездышки самой мелкой, удивительно изящной желтой цапельки. Ее голубые яйца (в кладке их 4-5) по величине не превышают голубиные. На этих же кустах или на невысоких деревьях ивы устраивают свои гнезда красивые ярко-коричневые птицы с металлическим блеском, длинными лапками и длинным изогнутым книзу клювом — каравайки. У них очень яркие голубовато-зеленоватые яйца, птенцы с большими черными глазами и широкой светлой полосой на клюве покрыты темным пухом. Они так же, как и птенцы цапель, рано выскакивают из гнезд и, цепляясь за ветви, ловко передвигаются по кустам. Пища желтой цапли и каравайки состоит по преимуществу из водяных насекомых, среди которых очень многие являются вредителями рыбного хозяйства. Эти красивые и полезные птицы не терпят никакого беспокойства, очень боятся выстрелов и обычно переселяются из тех мест, где их тревожат.
Кроме Бакайских островов, отдельные поселения голенастых встречаются и в других местах предлиманной части Днепра.
Сплавины тростника у Большого Соколиного острова плотно заселены цаплями. Местами фоновым видом здесь является серая цапля, местами большая белая цапля. Иногда они образуют смешанные колонии, временами встречаются и «чистые». Гнезда — преимущественно на высоких заломах тростника. Рыжие цапли гнездятся только в тростниковых зарослях. Они предпочитают более низкие тростники, иногда селятся по самому урезу воды, но встречаются и в глубине сплавин. Их гнезда не такие массивные, как у предыдущих видов, яйца тоже голубоватые, но несколько мельче.
Очень интересна и красочна Бакайская колония. Сотрудники Черноморского заповедника ежегодно проводят учет и кольцевание птенцов в этой смешанной колонии. Подъезжают туда на моторной лодке по затону, покрытому многочисленными белоснежными цветами белой кувшинки и ее плавающими округлыми листьями. Из тростников то и дело выплывают лысухи или большие поганки — чомги с рыжими хохлами на голове. От берега до самой колонии приходится пробираться сквозь густой и высокий, труднопроходимый тростник, переплетенный сладким пасленом, осоками, папоротником. Еще издали слышны характерные крики птенцов баклана, колонии которого тоже находятся на Бакайских островах, но отдельно от поселения голенастых. Приближаемся к полузатопленным зарослям лозы с гнездами каравайки и желтой цапли, над головами с беспокойными криками летают потревоженные обитатели колонии. Темные изящные силуэты караваек четко выделяются на голубом фоне неба, а вдали виднеются ивы, сплошь «увешанные» гнездами бакланов. Стволы их и ветви белые от помета птиц. Под ногами хлюпает вода. В густых кустах по краям поляны поют синицы-лазоревки, прыгают большие синицы, изредка спугиваешь с гнезда камышницу, которая тут же исчезает в зарослях. Из-за разных сроков вылупления приходится не раз приезжать для кольцевания птенцов разных видов. И всегда, находясь в глубине Бакайского острова среди корявых стволов старых ив, в душной тесноте тростника или в лозняке, чувствуешь себя, как в джунглях.
Много интересного и поучительного в жизни обитателей этого заповедного уголка. Здесь можно наблюдать и родительскую заботу, и драки соседей, и первые самостоятельные «шаги» молодых, и птичью трагедию. Хорошо, что на нашей земле сохранились еще такие нетронутые уголки. Надо, чтобы их было больше.