Первые женщины-врачи
Из-за многовековых традиций, сложившихся на Руси, и укоренившейся издавна дискриминации женщин многие сферы общественной жизни были недоступны для слабого пола. В частности, такой сферой была медицина. Бородатые «эскулапы» ревностно охраняли свою профессию от женского посягательства
Это продолжалось вплоть до 1873 года, когда при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге были открыты первые в истории страны пятилетние женские врачебные курсы. Еще в бытность свою слушателями курсов многие учащиеся прошли тяжелую практику врачебной помощи на полях русско-турецкой войны, доказав тем самым свою состоятельность. Считается, что с 7 февраля 1878 года (день первого выпуска) в России появилось новое сословие — женщина-врач.
Однако еще задолго до открытия женских врачебных курсов две херсонки из интеллигентных и вполне обеспеченных семейств Герценштейн и Берлиненблау, несмотря на препятствия со стороны родни, все же решились отправиться на учебу за границу. Местом учебы избрали Берн. В 1869 году девушки успешно закончили курсы медицинского факультета со званием доктора медицины. К сожалению, одна из наших землячек, Герценштейн, умерла, заразившись оспой. История даже не сохранила ее имени. Другая же — Фани Берлиненблау — вернулась домой в 1873 году, когда в России только открывали первые курсы женщин-врачей. Она начала добиваться допуска к контрольным экзаменам на звание врача, иначе говоря — просто «стучаться в закрытую дверь», натыкаясь на полное нежелание что-либо менять в устоявшемся порядке. Наконец ей пообещали дать разрешение на допуск к экзаменам, но только «когда состоится первый выпуск женщин-врачей», то есть через пять лет! Решив не терять бессмысленно годы, Фани приняла приглашение подруги по курсам и уехала в Америку. Отзывы бернских профессоров-преподавателей составили ей неплохую протекцию и помогли получить ординатуру в одной из первых больниц Филадельфии. Уже через год, в 1874-м, доктора Берлиненблау пригласили в Бостон на пост главного врача-хирурга и гинеколога при одной из крупных городских больниц. Так благодаря своей «толстокожести» и непробиваемости Россия потеряла одну из первых талантливых женщин-врачей.
По части признания медицинского образования намного больше повезло другой уроженке Херсона — Доре Пескер. Она окончила Парижский университет со степенью доктора медицины, затем получила диплом врача при Харьковском университете. В 1901 году дипломированная женщина-врач смогла получить Высочайшее разрешение держать экзамен в одном из российских университетов. Это был первый случай в истории страны, когда женщину-врача допустили к экзаменам на звание доктора медицины.