9 октября — Всемирный день почты
После того, как в нашу жизнь стремительно ворвались Интернет, электронная почта, мобильная связь и многое другое, что принято называть современными информационными технологиями, традиционная почта начала переживать определенную трансформацию. И сегодня уже понятно, что в резко изменившихся условиях она нашла свою нишу. А о том, как появилась почта в Херсоне, с какими проблемами столкнулись её служащие в те далекие годы и какие проблемы приходится им решать в наши дни, читайте ниже.
Херсон почтовый
До 1910 года главная улица Херсона, стрелой протянувшаяся от берега Днепра до городских ворот (находившихся в районе современной областной больницы по проспекту Ушакова), носила название Почтовая. За городской чертой начинался почтовый тракт — путь, связывающий молодой Херсон с другими городами Российской империи. Этой дорогой въезжали и выезжали из Херсона путешественники, доставляли в город товары и продукты. Пролетали под звон бубенцов со спешным грузом деловой и частной корреспонденции почтовые извозчики.
Неслучайно еще в конце XIX века сложилось мнение, что «почта и телеграф являются «нервом» государства». Невозможно представить себе город, лишенный почтовой службы. Поэтому, еще с самого начала строительства Херсона в городе началось обустройство почтового сообщения. Первоначально городская почтовая контора располагалась в арендуемом доме на улице Эрделевской (нынче улица Комсомольская). Затем она занимала помещение на улице Суворовской и только лишь в 1831 году, после принятия Сенатом 22 октября 1930 года указа «Об устройстве почтовой части», обосновалась в специально построенном здании. Херсонская почтовая контора входила в Одесский почтовый округ, который подчинялся почтовому департаменту Сената. В 1862 году в Городской почтовой конторе был установлен телеграф, посредством которого херсонцы получили возможность оперативной связи с другими городами страны. После введения в строй телеграфа, почтовая контора получила более серьезное наименование: Херсонская почтово-телеграфная контора Одесского почтового округа. С 1885 года в связи с реорганизацией и упразднением почтового департамента Сената почтовая служба Российского государства перешла под управление Министерства внутренних дел.
Городская почтово-телеграфная контора производила прием и доставку писем, заказных отправлений, бандеролей, посылок, денежных переводов по почте и телеграфу. Занималась доставкой периодических изданий, а также мелких частных заказов от различных фирм. Первоначально весь груз к месту назначения перевозили попутные речные суда и извозчики. Но со временем, ввиду увеличения объемов и возросшей ценности отправлений, почтовое ведомство вынуждено было ввести в свой штат ямщиков. Нелегкая работа ямщиков усугублялась российским бездорожьем, а с ранней осени и до поздней весны раскисшие степные пути и вовсе становились непроходимыми. С 1865 года уездная земская управа поднимала вопрос об «улучшении единственного пути, связывающего Херсон и Николаев», но решение проблемы оставалось только на бумаге. Не лучше обстояли дела с перевозкой почты и морозной, снежной зимой. Часто заблудившихся в метель ямщиков находили лишь весной на бескрайних равнинах Херсонской степи. Сильные январские морозы 1907 года унесли жизни восьми почтовых ямщиков.
Порой ввиду несовершенства доставки почтовой корреспонденции происходили курьезы, достойные Книги рекордов Гиннесса. Так, письмо, отправленное через Березнеговатское почтовое отделение 23 декабря 1900 года, было вручено адресату в Херсоне 26 сентября 1901 года. Иными словами, расстояние от пункта отправления до пункта назначения в 78 верст письмо преодолело за 9 месяцев и 2 дня. То есть на преодоление каждой версты потребовалось 3 дня и 11 с лишним часов!
Уже к началу XX века Херсонская почтово-телеграфная контора имела два десятка почтовых ящиков, расположенных в различных частях города. Выемка писем происходила три раза в день с 6 утра до 11 вечера, а из ящика, установленного в конторе, — каждый час. Кроме того, в помещении конторы были установлены «американские шкафы» с именными отделениями. С помощью этих «шкафов» абоненты могли получать свою корреспонденцию без посредничества почтовых чиновников.
С 1 июня 1901 года почтовое ведомство ввело новый порядок оплаты за доставку телеграмм и почтовой корреспонденции: При доставке телеграммы с нарочным или по эстафете в пригородные населенные пункты, с отправителя взималась плата по 10 копеек с версты, но не менее 50 копеек с телеграммы. «Поздравительные карточки к доставке в город и пересылке в другие места, по бандерольной таксе: 1 копейка город и 2 копейки иногородние. Допустимо добавлять письменно только адрес и звание отправителя, и приветствие не более чем в 5 слов. Карточки в заклеенных конвертах (хотя бы и с обрезанными углами) и с более длинными надписями, оплаченные по бандерольной таксе, доставляются адресатам с взиманием доплаты по таксе закрытых писем. Бандероли вовсе не оплаченные и почтовые карточки, на рисунках коих нанесена смесь слюды, с толченым стеклом, не доставляются адресатам и не пересылаются почтой».
Также произошли изменения в выдаче денежных корреспонденций. Отныне квитанция на получение перевода должна была быть засвидетельствована в полиции.
В 1901 году возникло решение об устройстве в Херсоне беспроволочного телеграфа. С целью проведения необходимых расчетов для постройки телеграфных мачт в город прибыл главный механик Одесского почтово-телеграфного округа Бухгейм. Решено было поставить одну из мачт на крыше городской почтово-телеграфной конторы, вторую — во дворе Голопристанской почты. Для передачи и приема сообщений был использован новейший приемник Попова-Дюкрете. Опыты проводили в течение нескольких лет, но особого успеха по техническим причинам достигнуто не было, и работы свернули.
Говоря о работе Херсонского почтово-телеграфного отделения начала ХХ века, нельзя не отметить тяжелый труд городских почтальонов. Им за сравнительно небольшое жалованье приходилось таскать тяжелые, неподъемные сумки с корреспонденцией по рытвинам и ухабам немощенных и плохо освещенных улиц города. Мало того, расплодившиеся бродячие собаки на протяжении долгого времени были настоящим «бичом» города и часто нападали на находившихся при исполнении почтальонов. Возникали проблемы у письмоносцев и при встрече с «окраинскими босяками». Такое положение дел наблюдали повсеместно по всей Российской империи. Поэтому разноску почты считали сугубо мужским делом. И женщин к этой работе не допускали.
Херсонская газета «ЮГъ» неоднократно обращала внимание обывателей на «безадресность» городских улиц и домов. «Некогда все улицы имели свои имена, но большая часть за давностью растерялась и сохранились лишь некоторые названия. Нам известен случай, когда одна семья долго не могла сообщить своего адреса, не зная названия улицы. Даже постовой городовой и почтальон не могли помочь этому горю».
Херсон расстраивался, население увеличивалось, проблемы с поиском нужного адреса усугублялись.
В 1904 году Городская Дума приняла обязательное постановление «об упорядочении названий улиц», предусматривавшее изготовление и установку табличек с названиями улиц и номерами на дома. Что, конечно же, впоследствии намного облегчило почтальонам поиск адресатов.
В 1904 году в помещении почтово-телеграфной конторы некоторое время располагалась городская телефонная станция.
День сегодняшний «Бедный» миллиардер
Недавно в Херсоне побывал первый заместитель директора Государственного департамента по вопросам связи и информатизации Петр Яцук. Он сообщил, что в прошлом году общий доход, полученный почтовой связью, составил 1,5 миллиарда гривен. И хотя через почту прошло 58 миллиардов, самим почтовикам достались от этой суммы копейки… На сегодняшний день государственное предприятие почтовой связи «Укрпошта» считается чрезвычайно затратным. Причина? Разветвленная сеть почтовых отделений. Их насчитывается 14,5 тысячи. Такой насыщенности нет ни в одном постсоветском государстве и во всей Европе. Для жителей, вроде бы, это хорошо, но на содержание этого громадного хозяйства уходит слишком много средств. «Укрпошта» — самое крупное предприятие в Украине, здесь работают 115 тысяч человек. Предприятие хоть и государственное, но из бюджета… не финансируется! На все свои нужды «Укрпошта» зарабатывает сама. Чтобы выжить, почтовикам приходится все время искать новые пути развития.
Надо отдать им должное: есть много успехов. Получив генеральную лицензию на оказание финансовых услуг, почта начала выходить на финансовый рынок. Она сумела привлечь в союзники таких операторов, как «Western Union» и «MoneyGram», благодаря чему жители Украины могут теперь получить валютный перевод на домашний адрес. Ни один банк такой услугой похвастать не может.
Почтовики собираются и в дальнейшем расширять спектр своих услуг, понимая, что дополнительные доходы позволят решить многие проблемы, в том числе — увеличить зарплату. Это в Великобритании правительство ежегодно выделяет для своей почты почти 3 миллиарда фунтов стерлингов дотаций. Помогают своим национальным почтам Франция, Китай и многие другие страны. У нас же, как в насмешку, почте приходится платить огромные штрафы за то, что не обеспечивает работой инвалидов.
Прибыль есть, а денег нет…
Ну а теперь о том, как идут дела в нашей области. Херсонский филиал государственного предприятия почтовой связи «Укрпошта» — это 6 центров почтовой связи, центр обработки и перевозки почты, 454 отделения и пункта почтовой связи. Штат работающих — 2653 человека, из них 410 — операторы почтовой связи, 1053 — почтальоны.
По словам руководителя филиала Михаила Вертмана, наши почтовики работают стабильно, выполняя все плановые показатели, в том числе по прибыли. За 8 месяцев нынешнего года план доходов выполнен на 113,1%. Иными словами, почтовики заработали на 3,4 миллиона гривен больше, чем за такой же период прошлого года. Чистая прибыль превысила 154 тысячи — в 3 раза больше запланированного! При этом 40% почтовых отделений Херсонщины требуют капитального ремонта. Низкие заработки приводят к большой текучести кадров, достигшей в этом году уровня 17%. Зарплата у почтовиков — на четверть ниже средней по области. Если учесть, что 46% сотрудников почты работают на условиях неполного рабочего дня, то о каких заработках может идти речь? Неудивительно, что многие на почте не задерживаются.
Это интересно:
- Рекордное количество писем за всю историю почты в рамках одной страны было отправлено в 1980 году в бывшем СССР. За год работники узлов связи доставили адресатам — вы только представьте! — 9,5 миллиарда писем!
- Максимальное количество посылок, отправляемых почтой от граждан, также зафиксировано на территории СССР в 1988 году. Годовой рекордный показатель составил свыше 263 миллионов посылок.
- На душу населения больше всего писем в Европе отправлено в Швейцарии в 1982 году — 605.
Работа сложная и очень нужная — Где не пройдет sms-ка, пройдет почтальон!
Когда речь заходит о героических профессиях, почему-то вспоминают спасателей, пожарных, подводников… Но в этот перечень явно следует внести и профессию почтальона.
Отделение связи № 3 находится на Херсонском почтамте и считается одним из самых крупных в городе, а значит и в области. Каждый день здесь принимают, в среднем, 2534 простых письма и бандероли, 561 — заказное, 15 — ценных, 35 посылок, свыше 80 денежных переводов. И одновременно отсюда, в среднем, за день, отправляют 2285 простых писем и бандеролей, 697 — заказных, 28 — ценных, 19 посылок, 102 денежных перевода… Правда, сегодня, во времена Интернета и sms-сообщений, количество личной переписки сократилось, а вот служебной почты стало больше.
— Значительно увеличилось число писем больших форматов, — рассказывает заместитель начальника почтамта по вопросам технологии предоставления услуг Татьяна Богдан. — Разнообразная рекламная продукция, шопинг-дайджесты, банковские счета, договоры, важные документы, деловая переписка… Для ускорения их доставки была создана городская служебная почта.
Есть такая и в отделении связи № 3. Уже 8 лет здесь работает почтальоном Раиса Бойченко. Вместе с напарницей они обслуживают около 100 организаций.
— Количество деловой корреспонденции растет, как снежный ком, — подтверждает Раиса Леонидовна. — Перелопачиваем целые горы. И с каждым днем они растут все выше, а в праздничные дни превращаются в Альпы и Эвересты. Письма и бандероли нужно рассортировать и правильно оформить. Вот где находит применение моя пунктуальность, местами доходящая до педантизма. Часто рабочего дня не хватает, поэтому остаюсь после работы. Стараюсь, чтобы жалоб и нареканий от клиентов не было.
Каждый день Раиса Бойченко вместе с водителем забирают полученную корреспонденцию, садятся в автомобиль и начинают свой 36-километровый маршрут.
Требования к работе почтальонов все время растут, но свою работу Раиса Леонидовна любит и ценит: — Клиенты привыкают к нам. Пойдешь в отпуск или, не дай Бог, заболеешь, начинают переживать, волноваться. А когда возвращаешься, радуются: «Нам без тебя было плохо, хорошо, что вернулась…» Понимаю, что преувеличивают, но все равно приятно. Просто люди привыкают к определенному стилю работы. А у каждого почтальона он свой… По инструкции сумка почтальона должна весить не более 7 килограммов. Но на практике женщины (а работают на почте, в основном, они) поднимают грузы гораздо тяжелее. Мужчины, как правило, на должности почтальона не задерживаются. Говорят, в женском коллективе трудно работать. Наверное, и заниматься такой «женской» работой — тоже.
Это только на первый взгляд кажется, что работа почтальона предельно проста: рассовал газеты в почтовые ящики — и свободен. А много ли исправных почтовых ящиков вы видели в последнее время? Большинство — разворочены, разгромлены… Вот и приходится периодику, не говоря уже об извещениях, заказных и ценных письмах, пенсиях, разносить по квартирам многоэтажек. А лифты, между прочим, работают не везде… Поэтому приходится подниматься пешком и на пятый, и на девятый этажи.
Почтальоны всегда помнят о бесхозных собаках. Одни носят для них косточки, обрезки колбасы — чтобы задобрить, другие вооружаются палками и свистками. Главное — чтобы не мешали исполнять служебный долг.
А на селе — своя специфика. Значительная часть сотрудников почты в сельской местности работают на условиях неполного рабочего дня. Считается, что объемы работ у них небольшие, поэтому и режим рабочего дня сокращен, соответственно — и зарплаты. Некоторые почтовые участки «растянуты» на 18-20 километров. Хотя в село, даже самое отдаленное, малонаселенное и нетелефоноризированное, письма, бандероли, газеты, журналы, пенсии также должны быть доставлены вовремя.
Кроме того, жителям отдаленных сёл почтальоны предлагают широкий выбор товаров, начиная от конвертов и заканчивая стиральным порошком. Ведь часто у пожилых жителей нет других способов приобрести необходимые товары. Вот почему сумки почтальонов непомерно разбухают, а велосипеды — основной вид транспорта — часто ломаются. Но безвыходных ситуаций для почтовиков не бывает.
Теперь вы понимаете, почему профессию почтальона можно без всякого преувеличения отнести к разряду героических?
Почта: городские альтернативы, или «Печкины» наших дней
Все мы помним симпатичного почтальона Печкина из Простоквашино. Добросовестного, преданного своему делу — снабжению жителей деревни свежей прессой. Но вполне возможно, что в современных городских условиях Игорь Иванович (таково имя-отчество знаменитого почтальона) выбрал бы профессию общественного распространителя газет и журналов или продавца в киоске «Пресса». А что: всегда на виду, среди людей, да и ходить по домам не надо, стучась в двери и отвечая на настырные вопросы «кто там?». Читатели сами спешат к тебе за очередным номером любимой газеты с последними новостями.
В селе альтернативы почтальону, конечно, нет: кто ещё разнесёт по дворам газеты и журналы, пенсии? А вот в городе конкуренцию почтальонам — по крайней мере, в обеспечении жителей «горячими» сообщениями о событиях — с успехом составляют реализаторы и киоски «Пресса». Так, в Херсоне работают уже около 150 распространителей газет и журналов и несколько десятков киосков с периодикой.
Как рассказал руководитель отдела распространения «Гривны» Андрей Челпанов, в розницу продаётся порядка половины тиража газет «Гривна» и «Субботний выпуск». Труд этот нелёгкий: чтобы вовремя предложить своим постоянным клиентам свежую прессу, распространителям приходится вставать ни свет ни заря. В очередь за прибывшими из типографии газетам они выстраиваются с 5 часов утра. Те же, кто распространяет газеты в Цюрупинске, Голой Пристани и других населённых пунктах, выезжают из дома среди ночи. А доставка изданий непосредственно к месту торговли заменяет распространителям поход в спортзал и занятия на тренажёрах. Шутка ли: один экземпляр «Гривны», например, весит до 150 граммов. Вот и получается: чтобы доставить свежие новости 100 читателям, реализатору нужно «осилить» аж 15 килограммов. А ведь больше половины распространителей газет — дамы «уважаемого» возраста, взявшиеся за этот нелёгкий труд, чтобы иметь хоть какой-то приработок к пенсии… Впрочем, есть среди распространителей «Гривны» и «Субботнего выпуска» и свои «рекордсмены», реализующие порядка 400-500 экземпляров газет. Эти люди сформировали вокруг себя в некотором роде «читательский клуб»: многие покупатели предпочитают приобретать газету именно у «своего» продавца. И соперничать с розничными распространителями по оперативности предложения (особенно ежедневных всеукраинских изданий в городе) работники почтового ведомства не в состоянии. Даже частные курьерские службы тут бессильны.
Теги: почта