Открытые письма
Как привычны для нас почтовые открытки! А появились они всего чуть более ста лет назад и как всякая нужная и незаменимая вещь имеют свою историю.
История отечественной почтовой открытки начинается с 1871 года. Этот год ознаменовался выпуском новых почтовых отправлений, узаконенных «Постановлением по почтовой части» Министерства внутренних дел Российской империи. Новый вид корреспонденции получил наименование «открытое письмо». И поначалу представлял собой небольшой прямоугольный листик плотной бумаги, на одной из сторон которого помещался адрес. Другая была предназначена для письменного послания. С первых же дней нововведения почтовое ведомство столкнулось с необычной проблемой: отправители шокировали благопристойных почтальонов посланиями фривольного и даже пошлого характера, иногда иллюстрируя их скабрезными рисунками. А так как Россия входила во Всемирный почтовый союз и открытые письма имели хождение за пределами страны, Министерство внутренних дел посредством грозного циркуляра потребовало от ведомства жесткого контроля за содержанием этих писем. Вследствие того на текстовой стороне появилось печатное предупреждение: «Почтовое ведомство за содержание письма не отвечает».
Первое иллюстрированное почтовое письмо (или попросту открытка), изданное в России, появилось в 1895 году и стало одной из самых популярных форм письменного сообщения.
Одним из самых крупных издательств, специализировавшихся на открытках, было издательство Общины Красного Креста: за 20-тилетний период своего существования (с 1897 по 1917 год) оно выпустило около 7 тысяч наименований почтовой продукции (более 30 миллионов экземпляров). Когда началась русско-японская война 1904-1905 годов, с разрешения почтового ведомства Красный Крест издавал бланки открыток, адресная сторона которых делилась на две равных половины, тем самым увеличивая место для письменного послания. Но особенно удобными эти весточки оказались для военных цензоров, контролировавших корреспонденцию, которая приходила с места боевых действий. Хотя, впрочем, и у них случались промахи. Так, одно из писем, полученных в Херсоне с Дальнего Востока, напечатала местная газета «ЮГъ»: «Живется тут не особенно худо, если не принимать в соображение сырых землянок, в которых мы живем, холодов, от которых внутри все мерзнет, а главное — вшей, которые заедают до смерти. Что же касается японцев, то мы их уже не боимся, они уже в наших руках. Третьего дня японская граната посетила нашу землянку и 3 человек превратила в куски мяса».
Вскоре после иллюстрированных художественных открыток появились и стали пользоваться спросом фотооткрытки с изображением «слегка прикрытой» женской натуры. Конечно, теперешний обыватель просто не обратил бы внимания на эти «легкие шалости». Но тогда это считалось крайне неприличным. Поэтому херсонский полицмейстер Шишкин издал обязательное постановление: «На окнах и в витринах некоторых магазинов, а также и в киосках города выставляются открытые письма и другие картины с изображением голых женщин или иными рисунками, рассчитываемые на возбуждение низменных инстинктов. Предписываю г. г. участковым приставам немедленно устранить как выставление в витринах, так и продажу разных картин и брошюр неприличного содержания».
Каждый более-менее крупный город России издавал видовые открытки. Херсон был представлен местными изданиями Ф. А. Бирнстайна, Л. А. Золотарева, Маркуса Заранкина, Я. Я. Мендельсона. Помимо этого городская управа выдавала разрешения на производство фотографических съемок российским и иностранным фотографам, вследствие чего появлялись открытки с видами Херсона, изданные в Москве и за границами империи. Невозможно переоценить значение этих почтовых посланий для потомков, для историков, краеведов, архитекторов и всех тех, кто неравнодушен к истории своего города.