Улица с необычным названием
Областной центр. «Военка». Улица Сакко и Ванцетти. Довольно странное название, ни о чем не говорящее подавляющему большинству современных херсонских обывателей
Да и, пожалуй, лет 30 тому назад, в советскую еще эпоху, мало кто из горожан мог вспомнить, кем же всё-таки были эти Сакко и Ванцетти. Тем не менее в несуществующей уже стране — СССР — это словосочетание было на слуху, благодаря названию, которое носила Московская фабрика пишущих принадлежностей. А так как импортных карандашей, исходя из того, что «наше самое лучшее», в стране в шестидесятые-семидесятые годы еще не было, то карандаши с золотым тиснением «ф-ка имени Сакко и Ванцетти» были в каждой советской семье. Так кто же они — те, чьи имена золотом оказались вписанными в историю страны? По традиции, в первом социалистическом государстве улицы и предприятия получали имена людей, особо отличившихся на пути следования Ленинским курсом. В нашем же случае ситуация сложилась несколько иная: 15 апреля 1920 года в американском городке Нидем было совершено убийство инкассаторов, доставлявших зарплату на обувную фабрику. Двое похитителей, завладев чемоданом с 16 тысячами долларов, скрылись. По подозрению в содеянном полиция арестовала рабочих-итальянцев, участников движения за права рабочих Николу Сакко и Бартоломео Ванцетти. В момент ареста у Сакко изъяли револьвер, а у Ванцетти — несколько патронов. Эти предметы послужили поводом для обвинения приятелей в убийстве инкассаторов.
Многолетнее следствие, не нашедшее иных доказательств вины итальянцев, зашло в тупик. Адвокат обвиняемых Фред Мур постарался придать делу политическую окраску, представив итальянцев в качестве жертв политического, полицейского и судебного произвола. В американских газетах появились статьи в защиту арестованных. По всей стране, в основном в среде эмигрантов, прокатилась волна митингов и манифестаций, перекинувшаяся за океан и охватившая в скором времени страны Европы. Советский Союз также не остался в стороне от всеобщего движения солидарности. Здесь скромно умолчав о принадлежности итальянцев к анархистам, на которых именно в СССР в 1920-х годах началась интенсивная «охота», объявили их прогрессивными лидерами, несправедливо пострадавшими за революционное дело. Митинги солидарности с «итальянскими революционерами», сбор подписей под обращением к американскому правительству, статьи, публикации о пламенных борцах за рабочее дело сделали их настоящими народными героями. В этот период, пожалуй, не было ни одного человека в СССР, который бы не знал пусть даже искаженную и приукрашенную биографию американских героев-итальянцев. Движение солидарности достигло своего апогея после свершения смертной казни над Сакко и Ванцетти 23 августа 1927 года. Тут уж пропагандистская машина постаралась вовсю. Их именами называли колхозы, предприятия, парки, улицы в городах и сёлах Советского Союза. О них издавались книги, переведенные на многие языки народов СССР.
В том же 1927 году в Херсоне 2-я Матросская улица получила новое наименование — улица Сакко и Ванцетти.
Впоследствии мировое сообщество не раз поднимало вопрос, были ли виновны итальянские анархисты в убийстве инкассаторов? 11 октября 1961 года эксперты Джек Веллер и Фрэнк Джури с помощью самых современных методов исследования провели экспертизу пуль с места преступления и револьвера, изъятого при задержании у Сакко. Экспертиза подтвердила причастность Сакко к ограблению: пулей, выпущенной из его револьвера, был убит один из инкассаторов. Против Ванцетти, у которого еще на начальном этапе следствия имелось подтвержденное многими свидетельскими показаниями алиби, не нашлось ни прямых, ни косвенных улик. Выходит, его казнили бездоказательно, просто так, «за компанию».
Теги: имя улицы