Цирк приехал и… уехал
«Ура! Цирк приехал! Цирк приехал!» — кричали вездесущие пацаны, несясь во всю прыть за пёстрым караваном, торжественно въезжавшим в Херсон
Вереница раскрашенных фургонов под звуки медных труб и восторженные крики мальчишек степенно объезжала главные улицы, тревожа сонную и липкую тишину губернского центра. Заезжих артистов в городе любили всегда: они, по сути, были единственным доступным развлечением для простого люда. Впрочем, представители городской элиты также не гнушались выступлениями народных артистов и охотно посещали цирковые представления.
Примерно с середины и до конца ХІХ века херсонцев развлекали бродячие цирковые балаганчики, не отличавшиеся особым профессионализмом и сценической культурой. Затем, по мере развития циркового искусства, на смену им пришли уже настоящие профессионалы.
Первым таким коллективом, посетившим Херсон в 1901 году, стал Французский цирк Александра Девинье. Перед приездом труппы на Ярмарочной площади, вблизи пожарного депо (район современного почтамта), был построен вместительный деревянный цирк на 1500 мест. Причём это грандиозное сооружение возвели за рекордные сроки — всего лишь за 12 дней. Уже 20 мая состоялось первое представление, покорившее сердца горожан. Сорок представлений, отработанных труппой при полном аншлаге, превратились для херсонцев в полтора месяца праздника. Большинство жителей 70-тысячного города посещали выступления по несколько раз, а по окончанию гастролей труппе устроили царские проводы.
Следующий приезд цирка Девинье в Херсон через три года закончился трагически: цирк, располагавшийся на углу Почтовой и Соборной (сейчас проспект Ушакова и улица Ленина) улиц, в частной усадьбе г-на Писарева, сгорел. В огне погибли цирковые лошади и весь реквизит.
Затем в Херсоне работали профессиональные цирковые труппы Вальшина, Лара, Годфруа, Труцци и другие. Правда, триумфа Девинье они так и не смогли повторить.
В 1908 году в городе появился германский цирк Генри Эрдтмана. Предприимчивый немец заключил контракт на несколько выступлений со знаменитым клоуном-сатириком Владимиром Дуровым, которого как живую рекламу с помпой привез в Херсон. Выступление дуровской зоологической труппы местным обывателям понравилось. Однако когда клоун со своим зверинцем уехал, интерес к цирку резко упал. Тогда Генри Эрдтман пригласил для выступлений в Херсоне китайского силача-факира Ян Чин Хо. После первого выступления китайца газета «Херсонский курьер» поместила на своих страницах следующую рецензию: «Силачу Ян Чин Хо можно посоветовать оставить эксперименты с кирпичами, ибо близко сидящим зрителям было видно, что кирпичи подпилены и чтобы их разбить, не нужно быть факиром. Оркестр жидок и сбивчив настолько, что даже лошади удивлялись…» Гастроли китайца с треском провалились. Чтобы исправить положение, Эрдтман заключил новый контракт — теперь уже с чемпионом-силачом Вильямом Робине и объявил «о начале всемирного чемпионата по французской борьбе». В Херсон были приглашены всемирно известные борцы: всероссийский чемпион Глинкин, чемпион Гамбурга Ребер, чемпион Кракова Чарнецкий, чемпион Сербии Антонич, Турции — Нурла, Бельгии — Беллинг, а также Мульдон, Али-Абдул и негр Бамбуло.
22 мая 1907 года начался херсонский чемпионат по французской борьбе. Состязания проходили под наблюдением Владимира Дурова — сына выступавшего незадолго до того в цирке Эрдтмана клоуна-сатирика. В начале июня, в самый разгар чемпионата, владелец германского цирка заполучил для выступлений в Херсоне Анатолия Дурова-старшего. После окончания контракта Эрдтман попытался задержать Анатолия для дальнейших гастролей в Херсоне. Однако когда это не удалось, в газетах появились следующие сообщения: «В цирке Эрдтмана подвизается клоун Кузьминский с дрессированными собаками и кошками. Гастроли Кузьминского производят фурор и гораздо интересней гастролей «настоящего, знаменитого, старшего» Анатолия Дурова, надувающего всюду публику».
Гастроли Кузьминского херсонской публике скоро наскучили, и если бы не продолжавшиеся схватки борцов на цирковой арене, цирку Эрдтмана было бы совсем тяжко. Однако окончившийся чемпионат поставил существование германского цирка под угрозу. Остаток лета цирк влачил жалкое существование, а однажды просто исчез с Ярмарочной площади. Херсонские газеты беспристрастно прокомментировали случившееся событие: «Цирк Генри Эрдтмана, потерпев крупные материальные убытки, в среду ночью неизвестно куда скрылся. В Херсоне директор цирка Г. Эрдтман остался должен типографии и разным лицам свыше 2000 рублей. Чтобы счастливо ускользнуть от кредиторов, цирком были выпущены в среду афиши о назначенном представлении на четверг. Как передают, Г. Эрдтман, почувствовав предстоящий крах, продал цирк акробату Эйжен, но и он оставил Херсон…»
Теги: цирк