Херсон – город нескучный (часть седьмая)
Пожалуй, уже из предыдущих публикаций в «Гривне» стало видно, что утверждения «неблагосклонных» путешественников о том, что Херсон «скучен и сер», были, мягко говоря, слишком предвзяты
Херсон хотя и испытывал временами серьёзные экономические трудности, а население его сокращалось до уровня большого села, он всегда оставался первым городом Северного Причерноморья, столицей губернии со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Правда, были в истории Херсона некие ситуации, когда титул столицы переходил к соседнему Николаеву. Однако ненадолго, и по прошествии краткого времени всё возвращалось на круги своя.
Цирк в городе
Заезжих гастролёров-циркачей в Херсоне любили всегда. Во-первых, цирк был, по сути, самым доступным развлечением для простого люда. Билет на галерею (по-народному – галёрку или раёк) стоил каких-то 15–20 копеек. В ложу, для солидных людей, – от 4 до 5 рублей. Во-вторых, цирковые номера были понятными и вполне подходящими для всех возрастов и категорий горожан. А в-третьих, это было по-настоящему весело!
Теперь, пожалуй, нам трудно представить, что творилось в Херсоне, когда сюда приезжал на гастроли очередной цирк. Чудо начиналось прямо у городских ворот, в которые въезжала вереница ярко раскрашенных фургонов и клеток с дрессированными цирковыми животными. А следом за ними по брусчатке Почтовой улицы (ныне проспект Ушакова) вплоть до заросшего сорной травой пустыря Ярмарочной площади, где обычно разбивали свои шатры заезжие цирковые артисты, с криками неслась стайка босоногих мальчишек. «Цирк приехал! Цирк! Ур-ра!» – вопили пацаны, нарушая строго охраняемые городовыми тишину и спокойствие Херсона.
Цирковая реклама
Спустя три четверти часа после того, как заезжий цирк миновал городскую черту, о его приезде знал практически весь Херсон. Впрочем, гастролям загодя предшествовал газетный анонс, скажем, такой: «В последних числах августа ожидается приезд в Херсон известного клоуна-сатирика В. Дурова с его антропологической труппой четвероногих. В непродолжительном времени начнутся его гастроли при участии японской труппы из 30 человек».
Нужно отметить, что культурная жизнь Херсона начала прошлого века была представлена прекрасным рядом классических произведений, шедших на сцене городского театра: «Аида» Верди, «Фауст» Гуно, «Паяцы» Леонкавалло, «Сельская честь» Масканьи, «Разбойники» Шиллера и другие. Однако стабильный «полный сбор», похоже, был всё же у цирка. По крайней мере, так об этом писали местные газеты: «Публика посещает цирк охотнее, чем итальянскую оперу, и смотрит цирковое представление, пожалуй, даже с большим вниманием».
А вот о чём писала херсонская газета «Родной край» в 1915 году: «Рыбная площадь (ныне северо-западная часть Центрального рынка. – А. З.) совершенно неузнаваема. Она стала центром херсонских развлечений, нечто вроде одесского Куликова поля в миниатюре. Строится цирк, имеется зверинец, установлены карусели, качели и т. п. Ежедневно визжат шарманки, гремит музыка “боевая” и собираются слушательницы кастрюльного факультета, солдаты, рабочие…»
А каковой была газетная реклама дореволюционного периода!
«28 европейских артистов и артисток! 32 лошади! Более 500 животных! Ровно в 8 1/2 час. вечера замечательное спортпредставление. Гастроль полного состава труппы придворного японского цирка “Микадо” в Токио. 30 неустрашимых японских артистов и артисток, сынов страны восходящего солнца! Всё ново! Поразительно! Уму непостижимо! Сегодня: Мачта смерти. Смертельный полёт с купола цирка, японские гейши, японские орлы в воздухе, туннель смерти, адская мельница! Вращение восходящего солнца, икарийские игры. Ввиду трудности и опасности японских номеров дирекция цирка просит во время их исполнения не аплодировать…»
Самое вместительное сооружение в Херсоне – цирк!
К началу ХХ века востребованное зрителями цирковое искусство поднялось уже до профессионального уровня, и если в прошлом посещавшие Херсон труппы можно было отнести к разряду «бродячих» артистов цирка-шапито, то теперь всё было по-другому. Да и сами шапито, представлявшие собой разборную конструкцию из мачт и натягиваемого на них полотна шатра, стали отходить в прошлое. Профессиональные цирковые труппы предпочитали работать в специально выстроенных цирковых помещениях с достаточно внушительным числом посадочных мест.
К примеру, в 1901 году, к приезду цирковой труппы Александра Девинье, на Ярмарочной площади вблизи пожарного депо (район нынешнего почтамта), всего за 12 дней был построен громадный деревянный цирк, вмещавший 1500 зрителей. По вместимости сооружение можно сравнить разве что с нынешним киноконцертным залом «Юбилейный» в Херсоне, рассчитанным на аналогичное количество человек. Тем, кто ещё помнит старое здание кинотеатра
«Украина» на площади Свободы, интересно будет напомнить, что общее количество посадочных мест в обоих его залах не превышало 850.
Опасности старого цирка
В следующий приезд труппы Девинье в Херсон в 1904 году, так как место на площади у пожарного депо было занято проходившей здесь ярмаркой, под постройку гигантского цирка отвели пустырь на углу Почтовой и Соборной улиц.
Вот только этот приезд труппы был омрачён нелепой гибелью одного из артистов и грандиозным пожаром, невиданным в Херсоне от начала его существования, в котором погибли цирковые животные и весь актёрский реквизит, включая все костюмы и личные вещи.
Интересно, что спустя несколько лет после памятного пожара перед гастролями «столичного цирка» его владелец Фёдор Вяльшин обратился в городскую управу Херсона за разрешением построить на Ярмарочной площади несгораемое, железное здание цирка. Конечно, разрешение на строительство безопасного помещения было получено, причём за аренду земли на площади управа потребовала от предпринимателя кругленькую сумму – 175 рублей в месяц.
Спустя непродолжительное время в местных газетах можно было прочитать анонс: «Б. Ж. Ц. Ф. М. Вяльшина. Сегодня небывалое сюрпризное представление боевой программы. Сегодня в цирк входят дамы бесплатно. В представлении участвует весь состав труппы “КОР-ДЕ-БА-ЛЕТ”, в заключение – фарс-пантомима “Контора найма”». «Б. Ж. Ц.» здесь расшифровывается как большой железный цирк.
Кроме Вяльшина и Девинье, в Херсоне работали цирки Лара, Годфруа, Труцци и многие другие известные труппы и артисты. Конечно, для привлечения публики артистам зачастую приходилось рисковать не только своим здоровьем, но и жизнью.
В одном из номеров херсонский «Родной край» описывал эпизод с атлетом Силиным, выступавшем в цирке Труцци: «Г. Силин, исполняя свою программу, проделывал воистину неведомые номера, рискуя ежесекундно быть убитым и в лучшем случае остаться калекой, что и имело место во время его бенефиса. Проделывая очень тяжёлый номер – прыжок с высоты на побитые куски стекла, облитые бензином и зажжённые, что прошло очень удачно, бенефициант, очевидно, желая ещё больше удивить публику, стал перекидаться через пылающий огонь, что ему не удалось, и поранил себе голову осколком стекла…»
И опять борьба…
В 1908 году в городе появился германский цирк Генри Эрдтмана. Предприимчивый немец заключил контракт на несколько выступлений со знаменитым клоуном-сатириком Владимиром Дуровым, которого как живую рекламу с помпой привёз в Херсон.
Выступление дуровской зоологической труппы местным обывателям понравилось. Однако когда клоун со своим зверинцем уехал, интерес к цирку резко упал. Тогда Эрдтман пригласил для выступлений в Херсоне китайского силача-факира Ян Чин Хо. После первого выступления китайца газета «Херсонский курьер» поместила на своих страницах следующую рецензию: «Силачу Ян Чин Хо можно посоветовать оставить эксперименты с кирпичами, ибо близко сидящим зрителям было видно, что кирпичи подпилены, и чтобы их разбить, не нужно быть факиром. Оркестр жидок и сбивчив настолько, что даже лошади удивлялись…». Гастроли китайца с треском провалились. Чтобы исправить положение, Эрдтман решился на беспроигрышный вариант, заключил новый контракт – теперь уже с чемпионом мира, силачом Вильямом Робине и объявил «о начале всемирного чемпионата по французской борьбе». В Херсон были приглашены всемирно известные борцы: всероссийский чемпион Глинкин, чемпион Гамбурга Ребер, чемпион Кракова Чарнецкий, чемпион Сербии Антонич, Турции – Нурла, Бельгии – Беллинг, а также Мульдон, Али-Абдул и негр Бамбуло.
Состязания проходили под наблюдением Владимира Дурова – сына выступавшего незадолго до того в цирке Эрдтмана клоуна-сатирика. В начале июня, в самый разгар чемпионата, владелец германского цирка заполучил для выступлений в Херсоне Анатолия Дурова-старшего. После окончания контракта Эрдтман попытался задержать Анатолия для дальнейших гастролей в Херсоне. Однако тот, связанный другим контрактом, всё же покинул город. Спустя несколько дней в газетах появились следующие сообщения: «В цирке Эрдтмана подвизается клоун Кузьминский с дрессированными собаками и кошками. Гастроли Кузьминского производят фурор и гораздо интересней гастролей “настоящего, знаменитого, старшего” Анатолия Дурова, надувающего всюду публику».
Знаменитые дрессировщики
Что же касается клоуна-сатирика Владимира Дурова, то он со своей четвероногой труппой посещал Херсон не единожды. В 1911 году одна из местных газет сообщала: «В. Дуров, кроме политических и общих тем, коснулся довольно остроумно херсонских злоб. Общий восторг вызывает говорящая собака г. Дурова Леда… Цирк был переполнен».
Не меньшие восторги херсонцев вызывало и выступление всемирно знаменитого дрессировщика Ричарда Рибо с обезьянкой Консулом. Вот только сырой осенний херсонский климат оказался совсем не подходящим для маленькой артистки, и газеты констатировали факт её гибели от простуды.Словом, недостатка в цирковых артистах с мировым именем в Херсоне не знали.