Крылатая Лилия
Херсонцы и гости города, посещающие Потёмкинский сквер, меньше всего обращают внимание на старое двухэтажное здание, граничащее со сквером с его восточной стороны и принадлежащее нынче роддому №1 (на фото внизу). Однако стоит подойти поближе, как невольно привлекает взгляд строгая мемориальная табличка на фасаде: «В этом здании с 1936 по август 1941 года находилась Херсонская Авиационная школа. Двадцати её выпускникам в годы Великой Отечественной войны присвоено звание Героя Советского Союза». Одной из них была лётчик-истребитель Лилия Литвяк
За день до того, как фашисты вошли в Херсон, 18 августа 1941, года Лиле исполнилось 20 лет. Возраст юношеских мечтаний и стремлений, однако за спиной этой невысокой, хрупкой девушки был уже немалый опыт лётной практики.
С 14 лет москвичка Лиля Литвяк связала свою судьбу с небом. Вначале это был аэроклуб, затем – херсонская Авиационная школа лётчиков-инструкторов. По её окончании – работа инструктором в Калининском аэроклубе, где еще до начала Великой Отечественной войны она подготовила 45 пилотов.
С началом боевых действий инструктор Литвяк рвётся на фронт. Однако только в начале 1942 года, приписав себе лишних 100 часов полётного времени, Лиля была зачислена в женский истребительный авиаполк 114 истребительной авиационной дивизии. Первый боевой вылет она совершила уже в июне 1942-го. Личный счёт сбитым вражеским самолетам открыла через несколько дней в небе над Сталинградом.
Вскоре Лилии Литвяк было присвоено звание гвардии младшего лейтенанта. Она становится командиром звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Южного фронта.
Боевой путь отважной лётчицы преисполнен героическими эпизодами и уничтоженными вражескими самолётами. В одном из боёв в феврале 1943 года младший лейтенант Литвяк сбила два фашистских самолёта. Однако и её «Як» был подбит, и Лиля совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К «раненой» машине устремились гитлеровцы. Выбравшись из самолёта и отстреливаясь из табельного оружия, отважная лётчица бросилась бежать. Однако силы были неравные. Враги всё ближе, а патронов уже нет… И вдруг, как в волшебном кино, над головами фашистов, поливая их пулемётным огнём, пронесся советский штурмовик. Теперь уже враги бросились бежать от краснозвёздной машины. Еще мгновение – и самолёт опустился на промерзшее поле. Девушка бросилась ему навстречу. Втиснулась на ходу в маленькую, тесную кабину и самолёт пошел на взлёт…
23 февраля 1943 года младший лейтенант Литвяк была удостоена первой награды – ордена Красной Звезды. А уже через несколько месяцев за умело проведенную операцию по уничтожению аэростата, находящегося под плотным прикрытием фашистской зенитной батареи и корректирующего вражеский артиллерийский огонь, её представили к ордену Красного Знамени.
Вскоре как пилота высшего класса Лилию Литвяк допустили к «свободной охоте» за фашистскими самолётами. На капоте Лилиного «Яка» в качестве опознавательного знака разместилась нарисованная белой краской лилия, издалека предупреждающая врагов о присутствии в небе девушки-аса.
1 августа 1943 года Лиля не вернулась с боевого задания. В тот день она в группе истребителей совершила 4 боевых вылета и уничтожила вражеский Ме-109. В последнем вылете шестерка «Яков» вступила в неравный бой с группой из 30 «юнкерсов» и 12 «мессершмидтов». Наши лётчики, уничтожив два самолёта противника, уже возвращались на свой аэродром. Внезапно из облачного прикрытия вынырнул «мессер» и прошил очередью самолёт Лилии Литвяк. Ведомый видел, как у самой земли девушка пыталась выровнять горящую машину. Надеясь на чудо, тут же были организованы поиски отважной лётчицы. Однако ни её, ни самолёта найти не удалось.
Командованием полка Лилия Владимировна Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно. Однако уже через несколько дней родился ничём не подтвержденный слух, что якобы по свидетельствам местных жителей недалеко от села совершил вынужденную посадку советский истребитель, пилотируемый белокурой девушкой. Подоспевшие фашисты схватили её и увезли. Слуху не поверили, но проявили осторожность, не утвердив представление о награде, ограничившись орденом Отечественной войны I степени.
Надежда найти останки отважной лётчицы и установить истину не оставляли её однополчан и после окончания войны. Летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного полка и несколько его помощников пытались отыскать в районе падения самолёта и предполагаемой гибели лётчицы хоть какие-то сведения. Однако попытка не удалась: незадолго до этого останки найденного советского самолёта были уничтожены.
В 1968 году следующую попытку предприняла газета «Комсомольская правда». Благодаря публикации в газете судьбой младшего лейтенанта Лилии Литвяк заинтересовались юные следопыты школы №1 города Красный Луч (Луганская область). В 1979 году ребята установили, что летом 1943 года в окрестностях хутора Кожевня упал советский истребитель. Девушку-пилота похоронили в братской могиле. Дальнейшее расследование определило имя неизвестной. Это была Лиля Литвяк. Так была установлена истина в деле о попавшей без вести лётчицы.
По ходатайству ветеранов дивизии, хорошо знавших отважную девушку, 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лилии Владимировне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Имя Лилии Литвяк золотыми буквами навечно вписано в историю Херсонской авиашколы и нашего города.