Крылатая почта на юге Украины
И всё-таки хоть в чем-то мы оказались впереди Америки! Я имею в виду конкретно бывшую Херсонскую губернию, Украинскую Народную Республику и Советскую Россию. Впрочем, чтобы не запутаться, давайте по порядку.
В феврале 1911 года в индийском городе Аллахабад состоялась большая коммерческая выставка искусств и ремесел. Именно здесь впервые летающее чудо века – аэробиплан марки COMMER – поднялся в воздух и доставил несколько тысяч почтовых писем за 13 километров в город Наини. Этот полет стал предвестником начала эры авиасообщения.
Идея прижилась. За первым почтовым перелетом последовали второй, третий. Воздушной почтой заинтересовались другие страны. Уже в сентябре 1911 года авиапочта успешно действовала в Англии на маршруте Лондон–Виндзор. Первый маршрут английской авиапочты был протяженностью всего лишь в 35 километров.
Официальные источники утверждают, что почтовая авиасвязь в США начала действовать с мая 1918 года. Они же говорят, что самый первый полет американского почтового самолета завершился казусом. Пилот биплана, с помпой отправленного в путь во время торжеств по случаю открытия памятника Джорджу Вашингтону, сбился с пути и приземлил свой аппарат намного дальше от пункта назначения, чем находился перед вылетом. Поэтому «остаток» пути первая американская авиапочта проделала по железной дороге.
Те же источники сообщают, что в нашей стране первый авиапочтовый рейс состоялся на 2 месяца ранее американского. Инициатором этого события стал комиссар Управления морской авиацией Алексей Онуфриев. Ранним утром 29 марта 1918 года два гидроплана М-9 с грузом корреспонденции поднялись в небо с Комендантского аэродрома в Петрограде и взяли курс на Москву. Первая проба завершилась благополучно. Однако регулярными авиапочтовые перелеты всё же не стали по причине ряда серьезных проблем, преследовавших молодую республику. Постоянная авиапочтовая связь в стране начала действовать лишь с 1923 года. Такова вкратце официальная версия появления воздушной почты в США и СССР.
Теперь – версия неофициальная, почерпнутая из старых газет и архивных материалов. Как известно, самый крупный авиазавод дореволюционной России находился в Херсонской губернии, а точнее – в Одессе, с филиалом в Симферополе. Основатель его – Артур Анатра – вошел в историю отечественной авиации как первый пассажир, поднявшийся в воздух в самолете, пилотируемом первым русским авиатором Михаилом Ефимовым. Анатра (спортсмен и председатель Одесского аэроклуба) уже давно вынашивал планы осуществления почтовых перевозок на бипланах собственной конструкции. Однако революционные события и начинавшийся хаос не способствовали реализации планов.
Наконец 4 февраля 1918 года в херсонской газете «Родной край» появилось следующее сообщение: «Первый опыт открытия воздушной почты на далекие расстояния устроен будет на днях в Одессе по инициативе владельца заводов аэропланов в Одессе и Симферополе Артура Анатра. Для этой цели на заводе Анатра имеется достаточное количество самолетов системы Анатра–Анассаль. Полет совершат летчики Турен и Дубровин. Анатра взял на себя претворение идеи воздушной почты в России в жизнь. Если первый опыт пройдет удачно, будут открыты одновременно несколько почтовых воздушных линий на Николаев, Херсон и другие ближайшие города».
Пожалуй, здесь стоит оговориться: всё это происходило в тот период, когда на территории Херсонской и Бессарабской губерний была создана Одесская Советская Республика со столицей в Одессе. И уже «на полном серьезе» обсуждали план слияния Украины, Румынии, Бессарабии, Кубани, Крыма и части Донской области в единую республику. С надеждой на то, что и Болгария с Турцией также присоединятся к этому союзу.
Впрочем, надеждам не суждено было сбыться, а сама Одесская Республика просуществовала всего 2 месяца. И тем не менее в этой сложной обстановке первый опыт Артура Анатра оказался вполне удачным. 24 февраля Екатеринославская газета «Голос солдата» сообщала: «Летчик Туренко (Турен? — Прим. авт.)… увозит на аэроплане “Анатра” корреспонденцию. Плата за место – 2 рубля. Время в пути – 3 часа 45 минут».
К тому времени также начала действовать авиапочтовая связь Одессы с Херсоном, которую осуществляли посредством расположенного в Херсоне за железнодорожным вокзалом Главного аэродрома – научно-испытательного учреждения, основанного в июле 1916 года. Но это продолжалось не более месяца. С приходом австро-германских войск в Херсон в апреле 1918 года аэродром прекратил свое существование, а вместе с ним перестала функционировать и херсонская авиасвязь.
Спустя неделю после падения Одесской Советской Республики под ударами австро-германских войск из Вены в Киев в первый испытательный полет отправился самолет «Бранденбург-Ц-1». Случилось это 20 марта 1918 года. А уже с 31 марта того же года между Киевом и Веной была установлена первая в мире регулярная международная почтовая авиасвязь. На этом маршруте корреспонденцию доставляли в рекордно короткий срок – всего за 13 часов. Спустя месяц, в апреле 1918 года, «Військово-науковий вісник Генерального Штабу УНР» сообщал: «Між Києвом – Одесою та Києвом – Полтавою авіапошта вже функціонує. Законопроект про неї внесено до Центральної Ради».
Теги: почта