Первый мэр Владивостока – херсонец
Одна из многочисленных бухт далекого Владивостока до сих пор носит название Фёдоровская. Но мало кому известно, что названа она в честь уроженца Херсонской губернии Михаила Кузьмича Фёдорова – первого городского главы этого дальневосточного города
Родился Михаил Федоров в 1840 году в одном из многочисленных пригородных хуторов, которыми была так богата тогдашняя Херсонщина.
Достаток семьи был самым скромным, поэтому с раннего возраста мальчику приходилось тяжело работать, помогая родителям. Не получив гимназического образования, 16-летним пареньком Михаил поступил на флотскую службу в рабочий экипаж, где уже через год получил чин унтер-офицера. Затем молодой человек трудился в одной из Днепро-Бугских торговых компаний в качестве судового механика. По-видимому, на этой должности Фёдоров проявил себя достаточно незаурядной личностью, так как уже в 25-летнем возрасте его перевели в Амурский экипаж механиком на парусно-паровую шхуну «Алеут». Шхуна была построена на одной из петербургских верфей и готовилась совершить тяжелый переход на Дальний Восток.
Поход по северным морям был совершен успешно, и молодой механик оказался далеко от южного Херсона – на самой восточной окраине империи. С тем, чтобы навсегда связать свою судьбу с этим суровым краем.
Это было время начала серьезного освоения Дальнего Востока и возникновения первых, ещё малочисленных городов. Этому противились соседи-китайцы, устраивавшие набеги на русские поселения. Инциденты между аборигенами и переселенцами превращались в кровопролитные войны.
По прибытии «Алеута» к месту назначения там уже вовсю бушевала так называемая манзовская война. Китайцы-манзы штурмом взяли Шкотово, Никольское (будущий Уссурийск) и другие крупные населенные пункты региона. Флотскому экипажу шхуны пришлось участвовать в боевых действиях.
Затем, уже после этого вооруженного инцидента, какое-то время Фёдоров служил на паровом боте «Суйфун». Это судно было одним из первых, построенных во Владивостоке, оснащенных паровым двигателем. Бот курсировал в теплое время года между Владивостоком и островом Речным, поднимаясь вверх по реке Суйфун до села Раздольного, окруженного нетронутыми цивилизацией, девственными лесами.
Вскоре еще сравнительно молодой механик Фёдоров выходит в отставку в чине поручика, получает должность асессора комиссии военного суда при Владивостокском порте, поселяется в городе и начинает заниматься предпринимательской деятельностью. Для начала он приобретает два земельных участка рядом с небольшой бухтой Амурского залива. Строит дом, торговую лавку, судоремонтный док. С развитием производства, получив финансовую независимость, приобретает колесный пароход «Пионер» и учреждает пассажирские перевозки. Ввиду отсутствия железнодорожного сообщения и «непроходимости» местных дорог это оказало, несомненно, весомый вклад в развитие всего региона. Затем на берегу реки Суйфун Фёдоров строит лесопильный завод, занимается добычей угля и поставкой его на корабли Сибирской флотилии.
В феврале 1873 года за выдающиеся заслуги в развитии городской промышленности горожане единодушно избрали Михаила Фёдорова городским старостой Владивостока. Трудно переоценить многогранную деятельность Фёдорова-предпринимателя и Фёдорова-старосты в деле развития Владивостока, а также пассажирского и торгового флота. Это подтверждается тем, что после учреждения в городе института городского самоуправления на первых городских выборах, состоявшихся 30 ноября 1875 года, большинством голосов Михаил Кузьмич Фёдоров был избран городским главой. Впоследствии на эту должность его избирали еще не раз. В общей сложности более 20 лет он стоял во главе Владивостока.
С именем Фёдорова связаны лучшие страницы развития дореволюционного города. К началу 1890-х годов во Владивостоке была построена просторная больница, открыто трехклассное учебное заведение, в котором введено преподавание токарного и столярного ремесел. Отремонтированы и замощены главные городские улицы. Приняты действенные меры по предотвращению довольно частых эпидемий тяжелых болезней.
Фёдоров был одним из основателей Общества изучения Амурского края. Учрежденный по его инициативе музей первоначально располагался в его собственном доме. Затем, когда экспонатов в музее собралось довольно много, Михаил Кузьмич безвозмездно передал здание городу. Лишь благодаря неустанным стараниям Фёдорова-созидателя, уже к началу 90-х годов ХІХ столетия Владивосток вошел в десятку лучших городов тихоокеанского побережья.
Принимал Михаил Кузьмич непосредственное участие и в учреждении в городе мореходных классов, первого учебного заведения морского типа. Притом, несмотря на всю свою занятость, долгое время являлся бессменным председателем общественного комитета этого учебного заведения.
С его именем связано также и появление герба Владивостока. В 1876 году городской глава Фёдоров обратился к военному губернатору с ходатайством утвердить герб с изображением тигра, держащегося за якорь. Однако вследствие расхождения с геральдическими законами и правилами этот герб не утвердили. После некоторых изменений герб городу присвоили 16 марта 1883 года. С тех пор фигуру тигра слегка модернизировали, но в целом герб Владивостока остался прежним.
Скончался Михаил Кузьмич Фёдоров в возрасте 66 лет 18 октября 1906 года и был похоронен с особыми почестями на Покровском кладбище Владивостока. Памятью о нём осталась широкая улица, на которой он некогда жил, еще при его жизни названая Фёдоровской. Однако в первые годы советской власти эту память не пощадили – улицу переименовали в Производственную. Теперь же она носит имя Арсеньева – писателя, исследователя Дальнего Востока.
И только бухта, рядом с которой начинал свою деятельность на благо развития Владивостока наш земляк Михаил Кузьмич Фёдоров, до сих пор называется Фёдоровская.
Теги: херсонцы