Пётр Покрышев: «Меня нельзя сбить!»
Однажды в тяжелые для осажденного Ленинграда дни в беседе с известным советским поэтом Николаем Тихоновым военный летчик Пётр Покрышев твердо произнес: «Меня нельзя сбить!» Возможно, услышав в период самых жарких боев за город такое заявление из уст кого-то другого, можно было бы усомниться в сказанном. Однако опытный командир эскадрильи 154-го истребительного полка Покрышев слова на ветер никогда не бросал и за 4 года войны ни разу не был сбит
24 августа 1914 года, ровно через месяц после начала Империалистической войны, в семье Голопристанского крестьянина Афанасия Покрышева родился сын, нареченный Петром. Детские годы Петра, пришедшиеся на тяжелые годы революции и Гражданской войны, ничем не отличались от жизни его сверстников. Как и все крестьянские дети, терпел лишения, жил впроголодь, помогал родителям. Уже в советское время окончил среднюю школу, учился в фабрично-заводском училище. В 20 лет «заболев» авиацией, самой романтической на то время профессией, поступил в Одесскую военно-авиационную школу, навсегда связав свою жизнь с военно-воздушными силами страны. По окончании школы – служба в авиации Ленинградского военного округа, где добросовестно постигавший летную науку Пётр Покрышев снискал славу прирожденного летчика. Возможно, поэтому война началась для него задолго до нападения Германии на Советский Союз. Уже 18 декабря 1939 года, менее чем через три недели после начала советско-финской войны, Покрышев открыл свой счет побед над противником. В этом бою над вражеской территорией, пилот атаковал ведущего тройки финских истребителей. Мгновение – и чадно коптящий «Фоккер» устремился к земле. Его ведомые вызов не приняли и позорно бежали с места боя. Зато заговорили вражеские зенитки, молчавшие во время воздушной схватки. Один из зенитных снарядов попал в самолет Покрышева. На горящей машине отважный летчик сумел дотянуть до своих и даже посадил уже неуправляемый самолет. Потом было множество других воздушных боев, и на счету боевого летчика появился еще один сбитый в этой короткой 100-дневной войне вражеский самолет. Закончившаяся в марте 1940 года финская война почти не оставила времени для передышки. Тренировочные полёты, освоение новой техники, совершенствование летных навыков, обучение молодых пилотов и, наконец, новая война, более кровавая и ужасная. С первого дня боевой летчик Покрышев на фронте. Уже на четвертый день войны им был сбит тяжелый бомбардировщик «Ю-88» (Юнкерс), пытавшийся сбросить свой смертоносный груз на Ленинград. К началу июля 1941 года Петр Афанасьевич уничтожил еще 4 фашистских самолёта.
10 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Пётр Покрышев был удостоен звания Героя Советского Союза. К этому времени командир 159-го истребительного авиационного полка майор Покрышев совершил уже 282 боевых вылета, провел 50 воздушных боев, в которых лично сбил 22 и в составе группы – 7 самолетов противника. Ровно через полгода, в день своего 29-летия, на его груди засверкала вторая медаль Героя Советского Союза.
Майор Покрышев не только успешно воевал в небе, но и разрабатывал новую теорию тактики ведения воздушного боя. Ему и его ведомому Алексею Чиркову принадлежит переход на «парный» боевой порядок вместо принятых в то время в мировой военной практики «троек». Эту тактику Пётр Афанасьевич предлагал использовать еще во время финской войны. Однако по-настоящему она была испробована только во время Отечественной и вскоре была введена в советской истребительной авиации. Дважды Герой Советского Союза Пётр Покрышев делился секретами своего боевого мастерства с молодыми пилотами: «Я знаю небо и знаю свой самолет. На моем боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не удивит, какой бы трюк ни выкинул воздушный враг. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Сосредоточение всего себя в полете: глаз, подмечающий всё, ухо, слышащее мотор и воздух, всё существо, сосредоточенное на одном, – без этого нет успеха…»
Однажды во время выполнения учебной программы полетов на учебно-тренировочном истребителе УТИ-4, пилотируемым Покрышевым и пилотом Кудрявцевым, загорелся двигатель. Летчики попытались дотянуть до аэродрома, однако не получилось. При вынужденной посадке Покрышев был тяжело травмирован. Пока он находился на лечении в госпитале, известный авиаконструктор Александр Яковлев, незадолго до этого получивший государственную премию СССР, приобрел на эти деньги новенький истребитель Як-9. В октябре 1943 года истребитель был торжественно вручен Петру Афанасьевичу Покрышеву. На нем пилот-герой летал до окончания войны.
Всего военный летчик совершил 305 боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, уничтожил 38 самолетов противника лично и 8 – в группе с товарищами. Пётр Афанасьевич был награжден орденом Ленина, трижды орденами Красного Знамени, дважды орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени и медалями.
После окончания войны дважды Герой Советского Союза Пётр Покрышев продолжил службу в Военно-воздушных силах страны. Окончил академию Генерального Штаба. Служил в войсках ПВО. В 1961 году Генерал- майор авиации Пётр Афанасьевич Покрышев ушел в отставку. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Был депутатом Верховного Совета СССР.
Скончался легендарный летчик 22 августа 1967 года. Похоронили Петра Афанасьевича в Голой Пристани, где он родился и провел свои детские годы. Одну из улиц нового Таврического микрорайона города Херсона назвали в честь нашего славного земляка.
Теги: II мировая война, авиация