Захар Выдриган: «Мне выпала честь…»
Улица имени генерала Выдригана (бывшая Широкая) расположена между улицами Шовкуненко и 40 лет Октября в Днепровском районе Херсона
Шла Первая мировая война. Подцензурные имперские газеты восторженно восхваляли победы российских войск, тщательно пряча за недомолвками их горькие неудачи. Как и во все времена, мальчишки смутного времени начала ХХ века бредили войной. Вот, правда, сбежать на фронт, а тем более до него добраться удавалось не всякому. Захару Выдригану в этом отношении повезло: по пути не поймали и назад не завернули. Так и стал вчерашний мальчишка полноправным солдатом-разведчиком. А уж как воевал, могут без слов поведать три Георгиевских креста и несколько медалей на его груди, да унтер-офицерское звание.
В конце слякотного ноября 1916 года сошлись в рукопашной битве две противоборствующие силы, засидевшиеся в залитых водой окопах. Тут-то и вошел в грудь молодого унтер-офицера Выдригана германский штык. Тяжелораненого юношу отправили в госпиталь. Он выжил. Правда, в дальнейшем на фронт его не пустили, списав из армии вчистую.
Однако как бы там ни было, а с германцами повоевать пришлось ему еще не раз. Очередной случай представился уже в 1918 году, в период оккупации Украины немецкими войсками. В своем родном селе Казацком, раскинувшемся на берегу Днепра, собрал он под своим предводительством большую, в 200 человек, партизанскую группу. Отряд, имевший в распоряжении около десятка пулеметов и семь пулеметных тачанок, а также два трофейных автомобиля и около двухсот лошадей, контролировал территорию волости, не давая покоя врагу ни днем, ни ночью. После немцев были петлюровцы, григорьевцы, белогвардейцы, и всем партизаны давали достойный отпор. Правда, случались и в их жизни неприятные моменты. Рискового командира, лично проводившего разведку, несколько раз ловили, однако он умудрялся сбегать из-под стражи. В одном из таких случаев уже приговоренному к смерти Захару помогла бежать местная девушка Прасковья Венгерко. К слову, впоследствии она стала его женой и разделила с ним всю тяжесть военных и послевоенных лет. В апреле 1919 года, накануне соединения партизанского отряда с силами Красной Армии, в семье Выдриганов родился первенец Александр, затем, в 1920-м, – второй сын Николай.
По окончании Гражданской войны Захар Петрович остался в армии. Судьба забросила его с семьей далеко от родных мест. В 1930-е годы он командовал батальоном Нерченского полка тихо-океанской стрелковой дивизии. Однако довольно скоро смерть супруги и постоянная занятость на службе стали вынужденной разлукой и с детьми. Мальчишки были отправлены в один из московских детских домов. Встретиться отцу с сыновьями больше не довелось.
Перед самым началом Великой Отечественной войны Захар Петрович стал командиром полка в Киевском особом военном округе. 12 июля 1941 года недалеко от Киева его полк вступил в первый бой с превосходящими силами гитлеровцев. Несмотря на яростное сопротивление бойцов, подразделение, оставшееся практически без боеприпасов, огневой и технической поддержки, было разбито. Уцелевшая группа воинов попала в окружение и, возглавляемая Захаром Петровичем, с боем прорывалась к своим. Лишь спустя несколько дней остатки полка вышли на позиции наших войск, неся на плащ-палатке тяжелораненого командира. Потом были госпиталь и комиссия, в очередной раз отказавшая Выдригану
в прохождении дальнейшей службы. Всё же Захар Петрович настоял на своем и остался в строю. А летом 1942 года он был назначен командиром Владимирского училища младших командиров.
Здесь, во Владимире, почти одновременно нашли его похоронки на сыновей. Старший, Александр, – морской пехотинец-орденоносец, награжденный двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и посмертно – орденом Ленина, погиб под Смоленском. Младший, Николай, – летчик истребитель, как сообщалось в похоронке, пал смертью храбрых в воздушном бою.
Мысленно похоронив и оплакав сыновей, Захар Петрович всё же добился своего назначения в действующие войска. Прошел нелегкий путь дорогами войны от командира полка до командира Уральско Ковельской стрелковой дивизии и уже на территории Германии получил звание генерал-майора.
В конце апреля 1945 года дивизия генерал-майора Выдригана штурмовала Потсдам – летнюю резиденцию прусских королей. Этот эпизод прекрасно описан в воспоминаниях генерал-полковника, Героя Советского Союза Андрея Андреева «От первого мгновенья – до последнего…»: «В полдень я стал свидетелем и участником такого события в Цецилиенхофе. Командир 175-й стрелковой дивизии генерал-майор Захар Петрович Выдриган принимал от представителей Потсдамского магистрата ключи от императорского дворца.
— Рад, что мне выпала честь прийти сюда с великой миссией – освобождать немецкий народ от фашистского ига, – принимая ключи, твёрдо сказал генерал».
В те победные весенние дни судьба преподнесла генералу еще один неожиданный сюрприз. Одновременно с ним, одним и тем же приказом Главкома, звание Героя Советского Союза было присвоено и летчику-истребителю Николаю Выдригану! Только из этого официального документа генерал узнал, что сын его, Николай, жив! День Победы над фашистской Германией и весть о сыне, которого он почти три года считал погибшим, сделали генерала одним из счастливейших людей.
Вскоре отец и сын уже интенсивно обменивались письмами и строили планы о встрече. Однако служба есть служба. Долгое время свидеться не удавалось. Когда же наконец встреча должна была состояться, приехавшему к сыну генерал-майору сообщили, что всего лишь за полчаса до его приезда его сын, выполняя фигуры высшего пилотажа на опытном образце истребителя, погиб. «Судьба отнеслась ко мне слишком жестоко. Я во второй раз хоронил своего дорогого Николая», – написал впоследствии генерал в автобиографической повести.
После демобилизации Захар Петрович Выдриган вернулся в родное село и впервые за всю свою жизнь обратился к мирной профессии. Долгое время работал директором местного винсовхоза. В его непривычной мирной жизни появилась новая семья, новые заботы, горячо любимые дети – дочь и два сына, которых он назвал в память старших сыновей – Александром и Николаем.
Теги: II мировая война, имя улицы