Корабли, названные в честь побед над Наполеоном
Память о славных победах русского оружия над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года запечатлена в названиях кораблей, спущенных со стапелей Херсонского адмиралтейства
«БРИЕНН»
17 января 1814 года пехотинцы генерал-лейтенанта З. Д. Олсуфьева совместно с кавалеристами генерал-адъютанта И. В. Васильчикова и генерал-лейтенанта С. Н. Ланского своими героическими действиями спасли от полного поражения союзную прусскую армию у маленького французского городка Бриенн.
23 февраля 1810 года на одном из стапелей Херсонского адмиралтейства корабельный мастер 8-го класса И. И. Тарусов заложил корабль линейного класса. 1 ноября 1813 года 74-пушечный линкор был спущен на воду (длина 54,9 м, ширина 14,5 м, глубина интрюма 6,5 м). Даже после спуска в книгах адмиралтейства он значился под № 6. Имя «Бриенн» получил в 1814 году. Корабль участвовал в нескольких кампаниях на Черном море. В 1826 году был переоборудован в блокшив (корабль, лишенный механизмов и оборудования и используемый в качестве склада или жилья).
«ПАРИЖ»
Через 23 дня после Бородинской битвы (18 сентября 1812 года) корабельный мастер 6-го класса Михаил Суровцев заложил на Херсонской адмиралтейской верфи 110-пушечный корабль. Закладывался он в тяжелейшее для России время: наполеоновские войска были уже в Москве. 22 ноября 1814 года корабль был спущен на воду (длина 57,9 м, ширина 15,9, глубина интрюма 6,8 м).
Корабль получил название в честь победоносного вступления российских полков в Париж 18 марта 1814 года. Когда в 1818-м он совершал плавание в составе эскадры контр-адмирала П. М. Рожнова, на его борту находились активные участники Отечественной войны 1812 года. Проплавав на Черном море несколько компаний, 22 февраля 1827 года корабль был освидетельствован в Севастополе и признан не-благополучным для дальнейшей службы.
«КРАСНЫЙ»
2 августа 1812 года у Красного (ныне – пгт Смоленской области России) 7 тысяч новобранцев дивизии генерала Д. П. Неверовского отбили более 40 атак 15-тысячной кавалерии маршала И. Мюрата, не допустив выхода французов в тыл главным силам российской армии. 3–6 ноября у Красного состоялось второе сражение, в ходе которого М. И. Кутузов нанес поражение отступающим войскам Наполеона.
13 июля 1813 года в Херсоне под руководством корабельного мастера Михаила Суровцева началось строительство 74-пушечного корабля. Из-за войны постройка задержалась и на воду его спустили в 1816 году (длина 54,9 м, ширина 14,5 м, глубина интрюма 6,6 м). В состав Черноморской эскадры корабль вошел под названием «Красный». В 1827 году он был передан под казарму-блокшив.