«Товарищ», которого мы потеряли навсегда…
В советском флоте было три парусника «Товарищ». «Товарищ-1» был учебной базой для моряков-курсантов до 1925 года. «Товарищ-2», бывший «Лауристон», спущенный на воду в Англии в 1892 году, служил в качестве советского учебного судна с 1924 года, затонул в Азовском море в 1943 году. Третий, наиболее известный парусник «Товарищ», о котором здесь пойдет речь, появился в советском парусном флоте уже после Великой Отечественной войны. Произошло это в 1951 году.
Предыстория его появления вкратце такова. Барк был построен в 1933 году в Гамбурге на судоверфи «Блом и Фосс». Причем с начала строительства судна и до спуска его на воду прошло всего лишь 100 дней – своеобразный рекорд немецкого судостроения для постройки судов подобного типа. Парусник получил имя «Горх Фок», в память о немецком поэте и прозаике-маринисте Иоганне Кинау, носившем псевдоним Горх Фок. Кинау служил матросом на крейсере «Висбаден» и погиб в Ютландском сражении в 1916 году. Новый барк «Горх Фок» стал учебным судном военно-морских сил Германии. Однако век его оказался недолог. Спустя 15 лет, уже в конце Второй мировой войны, при выходе из балтийского порта Штральзунд барк подорвался на мине и, хотя получил не слишком тяжелые повреждения, был оставлен экипажем и затоплен. В 1948 году советские моряки подняли «Горх Фок» со дна моря. Затем последовал трёхлетний ремонт судна в Висмаре и Лиепае, а в 1951 году, уже под новым именем «Товарищ», барк вышел в свой первый рейс холодными водами Балтики. Успешно пройдя серьезные испытания, парусник отправился вокруг Европы к месту своей новой приписки, которым отныне был Херсон.
Парусник стал учебной частью Херсонского мореходного училища имени лейтенанта Шмидта. В 1957-м «Товарищ» совершил продолжительный рейс к берегам Африки, Индонезии и Индии. В 1972 году принял участие в торжествах по случаю 175-летнего юбилея американского фрегата «Констелейшн» в Нью-Йорке. Там советский парусник стал обладателем «Золотого кубка Атлантики». 1974 и 1976 годы также принесли «Товарищу» победы в международных регатах. По иронии судьбы в регате также участвовал фаворит прежних лет – новый немецкий парусник «Горх Фок».
В советскую эпоху херсонский «Товарищ» жил весьма активной жизнью и долгих 40 лет являлся одной из главных достопримечательностей города. За это время парусник побывал в 86 странах мира, а мореходную практику на его борту прошли более 15 тысяч курсантов местной мореходки. Херсонцы искренне любили свой парусник. Когда «Товарищ» приходил в порт своей приписки, это было значительное событие. В такие моменты на набережной было просто не протолкнуться. Еще бы! Каждый хотел узреть знакомый белоснежный корпус легендарного барка, ощутить сладкую тоску по дальним странам, путешествиям и тугим парусам – отголоскам уже ушедшего детства. К тому же красавец-парусник был звездой романтического жанра советского кино: он «снимался» в «Алых парусах», «Острове сокровищ», «играл» в фильмах «Максимка», «Капитан Немо», «Мятежный “Орион”». Одним из последних фильмов «Товарища» был «Граф Монте-Кристо».
С распадом Советского Союза начался дележ Черноморского флота. Так случилось, что «Товарищ» достался Украине. Правда, как оказалось, ненадолго. Вскоре наступили черные дни его биографии. Рассказывает бывший боцман парусника Олег Бабич: «Я влюбился в белоснежный парусник с того самого момента, когда в 1985-м 15-летним курсантом Херсонского мореходного училища имени лейтенанта Шмидта впервые поднялся по трапу на его борт. Три месяца практики на Черном и Азовском морях пролетели практически в одно мгновение. Сложность и тяжесть службы на парусном судне, не идущие ни в какое сравнение с работой на современных оснащенных по последнему слову техники судах, только лишь укрепили мое решение стать матросом на “Товарище”. Перед очередной практикой в 1989 году я попросился в команду барка и был принят матросом 1-го класса. Так началась моя служба на паруснике. Начало 1990-х годов для судна в целом можно назвать вполне удачным. И хотя парусник был уже передан с баланса Министерства морского флота СССР финансово несостоятельному Министерству образования Украины, тем не менее всё складывалось еще благополучно.
С 1991 года на судне чаще стали появляться иностранцы – из числа тех, кто хотел познать азы хождения под парусами и испытать свои силы. За счет обучения иностранцев мы могли в какой то мере окупать затраты на содержание судна. Затем после непродолжительного ремонта в Турции и оформления соответствующих документов на 5-летний срок “Товарищ” продолжил свое участие в различных парусных регатах. Так, в 1992 году он участвовал в международной регате “Колумб-500” в честь открытия мореплавателем Америки. А в 1993-м – в регате “Операция парус – 93”, где занял почетное третье место. Серьезные проблемы начались лишь в 1995-м. Судно пришло на ремонт в Англию, где планировали обновить парусное оснащение и такелаж. Однако выяснилось, что и корпус требует серьезного ремонта. Для этой цели было нужно не менее $ 3 миллионов. Таких денег у Министерства образования, конечно же, не было. К тому же закончился срок действия судовых документов, и барк остался в английском порту под арестом. Слабые попытки президента Украины Леонида Кучмы и премьер-министра Виктора Ющенко изыскать нужные средства также не увенчались успехом.
Фактически 45 человек экипажа “Товарища” были брошены на произвол судьбы в чужой стране. Команда, оказавшаяся без средств и поддержки, выдержала на голодном пайке долгих три месяца. Затем 39 человек, отказавшись от дальнейшего бессмысленного ожидания, уехали домой. Нас осталось всего шестеро. Бедствовали, практически как на необитаемом острове. Не было ни еды, ни питьевой воды, ни топлива. Надежда появлялась, когда в порт приходило украинское судно. Капитан отправлялся с визитом, договаривался о помощи, а потом мы вручную катали бочки с соляркой для нашего дизеля и носили продукты, экономно расходуя их в ожидании прихода следующего украинского судна. Однажды в английских газетах появилась информация о “терпящих бедствие” украинских моряках. Местное население тут же откликнулось, стали нести продукты, предлагать деньги. Немного позже даже был основан фонд помощи “Товарищу”. К сожалению, для спасения парусника этих средств оказалось недостаточно».
В преддверии 2000 года немецкая «Организация друзей парусного флота» предложила Украине контракт на участие барка в международной выставке «Экспо-2000». В свою очередь германская сторона обещала взять на себя содержание украинского парусника сроком на три года. Контракт был подписан, и «Товарищ» отправился в Вильгельмсхафен. Подписанием документа Украина лишь на некоторое время отсрочила решение судьбы парусного судна, фактически ставшего для нее обузой. Когда срок соглашения истек, оказалось, что по совокупности причин «Товарищ» уже не в состоянии покинуть немецкий порт. Начались переговоры с немецкой стороной, довольно скоро закончившиеся продажей парусника. В сентябре 2003 года владельцем нашего «Товарища» стала уже известная немецкая «Организация друзей парусного флота». С помощью плавучего дока барк был вновь доставлен в порт Штральзунд, с которого начиналась его послевоенная история в качестве советского учебного судна. Жители портового Штральзунда встретили парусную реликвию громогласной овацией и лозунгами «Willkomen zu Hause!» – «Добро пожаловать домой!».
Ныне восстановленный парусник, которому вновь возвращено его первоначальное имя «Горх Фок», пришвартован у стенки городской набережной Штральзунда. Пока он служит кораблем-музеем, а также местом проведения банкетов и свадеб. Параллельно идет реконструкция судна, которое в скором времени будет готово отправиться в круизы по Балтике и Средиземному морю. О бывшем «Товарище» напоминают разве что еле заметные следы от золотых букв на носу парусника…
Валерий Анисимов
| #
Барк » ТОВАРИЩ » — это навсегда !
Reply
Аноним
| #
якорь от барка Товарищ. находится в Мариуполе, в музее порта.
Reply
Аноним
| #
якорь от барка -Товарищ_ находится в музее порта Мариуполь, на нём есть табличка с описанием.
Reply
Аноним
| #
Там якорь от первого Товарища из Ленинграда
Reply
Аноним
| #
В 70 х годах я видел барк «Товарищ» в Одессе.Печальная судьба, но рад что он еще существует.
Reply
Сергей
| #
Я рад что он существует. Видел на рейде в Одессе в начале 70 х.
Reply
Олег
| #
Будучи курсантом ХМУ я не раз любовался этим красавцем в Херсоне. Многие наши курсанты, в основном из СВС, проходили плавпрактику на нем. Сейчас я живу в доме из окна которого не видно моря, к сожалению. Но юность незабываема.
Reply
Аноним
| #
В мае приходит на реставрацию в Норвегию!
Reply