Был у Херсона свой «Голос»…
В сентябре в Херсоне побывала Галина Молоткова – руководитель некогда популярного в нашем городе поэтического театра «Голос», который теперь вместе со своей идейной вдохновительницей живёт в Германии
Эта история началась в далёкие военные годы. Жила себе хрупкая девочка Галя, детство которой пришлось на самые тяжкие годы всеобщего лихолетья. Фашисты рвались к Москве, и родной город девочки – Смоленск – подвергся нещадной бомбардировке уже на вторые сутки войны. А потом были отступление наших войск, тяготы и лишения поспешной эвакуации, жизнь вдали от родного дома. Наконец Красная армия ценой невероятных усилий остановила врага, и время отсчёта долгих мгновений войны повернуло вспять. Вслед за наступавшими частями советских войск потянулись в родные края и вчерашние беженцы.
Долгожданное освобождение родного Смоленска не принесло ожидаемой радости: город лежал в руинах, а война ещё продолжалась. Теперь уже раненых не отправляли в глубокий тыл, а размещали в госпиталях, устраивавшихся на освобожденной советской территории. Частыми и желанными гостями таких госпиталей были школьники со своими любительскими концертами и нехитрыми самодельными подарками. Участвовала в этих представлениях и Галя. И не просто участвовала – здесь открылся ее талант чтеца-декламатора.
«Я была самой маленькой в детском саду, – вспоминает Галина Молоткова. – И хотя голос мой и тогда был чистым и звонким, всерьёз меня не воспринимали. Когда дети учили стихи, я скромно сидела в уголке, слушала и запоминала. Потом, когда я пошла в первый класс, учитель поинтересовался, кто знает какие-либо стихи. Оказалось, что я знала больше всех и то, что слышала в садике, могла повторить… Помню своё самое первое выступление в госпитале среди раненых. Тогда я уже училась в первом классе, но оставалась такой же маленькой и неприметной. Я читала стихи о блокадном Ленинграде, в которых были слова: “… Ты в печку бросал игрушки, чтоб маму свою сберечь…”. И вдруг один из раненых, забинтованный так, что видны были только его глаза, громко закричал. Мы напуганной стайкой поспешили выскочить из палаты. “Девочку, девочку верните!” – прокричал он сквозь бинты. Учительница подвела меня к его постели. Он плакал, обнимая меня забинтованной культёй своей руки, запихивая в мои карманчики негнувшимися пальцами другой всё, что имелось в его тумбочке: сухари, кусочки хлеба, галеты… Столько лет прошло, а я не могу этого забыть…»
В школе Галина была постоянным участником самодеятельности и даже мечтала о театральной карьере. Но судьба распорядилась по-другому. После смерти мамы пришлось помогать семье, а поскольку профессия артиста всегда отличалась скудными заработками, довелось выбрать более практичную специальность. Так Галина стала студенткой кооперативного техникума. Но своего увлечения она не бросала, и первая заслуженная награда не заставила себя долго ждать. Во время празднования Гоголевских дней юная чтица стала лауреатом городского конкурса декламаторов.
Потом таких побед в жизни Галины Молотковой было великое множество. Сильный, хорошо поставленный голос самодеятельной исполнительницы стал известен не только в Смоленске, но и за его пределами.
В середине 1980-х годов судьба забросила Галину в Херсон, где её никто не знал, а тем более не ведал глубины её таланта. Сначала была рутинная работа старшим экономистом Промстройбанка. Затем – незапланированное выступление на одном из мероприятий во Дворце культуры текстильщиков. После этого последовали приглашения почитать стихи на радио, телевидении. Постепенно жизнь вновь входила в привычное русло. Всё больше херсонцев знакомились с голосом и талантом Галины Молотковой. Однако её творческой и деятельной душе не хватало «смоленской востребованности».
В 1993 году благодаря творческому содружеству с Ириной Евстафьевой возникла идея создания в Херсоне поэтического театра, а вслед за идеей родилось и его название – «Голос». Конечно же, для создания нового театра, не имевшего своего «жилья» и материальной базы, требовались хоть какие-то финансовые средства, тем более в тот период, когда даже профессиональные коллективы влачили жалкое существование. Однако деятельная натура и организаторские способности Галины Молотковой успешно справились и с этой задачей. А вскоре художественный музей имени Шовкуненко на время приютил «беспризорный» театр.
Совсем не много времени понадобилось, чтобы в Херсоне уверенно зазвучал новый «Голос», с первых своих спектаклей завоевавший стойкую популярность и любовь зрителей. В то тяжелое, экономически нестабильное время каждый спектакль самодеятельного театра был сильной эмоциональной поддержкой, духовной отдушиной для херсонской интеллигенции. Тем более что все представления были совершенно бесплатными и базировались лишь на энтузиазме влюбленных в творчество людей. Театр рос, развивался, объединяя вокруг себя творческие силы и новых друзей. В его работе принимали участие широко известные актеры, певцы и музыканты: Наталья Лелеко, Инна Кисельникова, Лариса Лютая, Валентина Галл-Савальская, Виктор Иванов, Лариса Шиманова и многие-многие другие, без которых херсонская культура просто не могла бы существовать. Вскоре к коллективному творчеству «Голоса» присоединились детский коллектив школы искусств «Ювента» и молодёжный театр гимназии № 6.
Восемь полновесных творческих театральных сезонов просуществовал театр «Голос» под руководством Галины Молотковой. Однако, несмотря на возраставшую популярность, постоянным помещением так и не обзавёлся, продолжая ютиться по арендованным. Может, в будущем и появилось бы у театра постоянное место прописки, но судьба распорядилась по-своему.
Супругу Галины потребовалось серьёзное лечение, которое в нашей «перестроечной» стране оказалось невозможным. Семья выехала на постоянное место жительства в Германию. С тех пор минуло больше 10 лет. За это время в немецком городе Эссен стараниями Галины Молотковой родился и вырос прототип херсонского «Голоса», ставший популярным не только в среде русскоязычных эмигрантов, но и среди немецких любителей поэзии. Немецкий театр Молотковой крепнет и процветает. Херсонский же «Голос», лишившийся главного своего голоса и талантливого руководителя, просуществовав ещё два сезона, распался…
P.S. Во время нашей беседы с приехавшей в гости в Херсон Галиной Молотковой, которая состоялась в сквере у памятника Потёмкину, к нам подошла незнакомая женщина: «Вы не Галина Молоткова? Вы меня не знаете, но я искренний почитатель вашего таланта. В своё время я присутствовала на всех ваших спектаклях». Это ли не показатель народной любви и признания, когда тебя помнят спустя столько лет?