В «речке-вонючке» ловили пудовых карпов…
Пожалуй, сейчас просто невозможно представить, что некогда вблизи нынешнего Шуменского микрорайона в Херсоне протекала река. Причем не просто какой-то там мелкий и грязный ручеек, каким знакома она большинству местных старожилов, а река полноводная, рыболовная и даже вполне судоходная…
Судоходной река Веревчина была по крайней мере до каменоломен в окрестностях пригородного посёлка Степановка. Подтверждение этому можно отыскать в местной газете «Наддніпрянська правда» послевоенного периода, когда из каменоломен доставляли на баржах камень для возведения причалов и цехов строившегося судостроительного завода на Карантинном острове. Об этом же рассказывают и некоторые заводские старожилы.
Ещё раньше, на заре основания Херсона, плодородные земли по обеим сторонам Веревчиной балки принадлежали помещикам и дворянам – лицам достаточно хорошо известным далеко за пределами Херсонщины. Чуть позже, до социалистической революции, путём дележа и продаж обширные земли крупных владельцев были раздроблены на более мелкие участки, собственники которых занимались огородничеством и садоводством.
Пожалуй, здесь стоит отметить, что, несмотря на постоянный спрос на овощную продукцию, огородничество в старом Херсоне было развито крайне плохо. В первую очередь сказывались отсутствие хороших семян и недостаток плодородных, а главное – поливных земель. Ведь без полива в нашем жарком климате можно вырастить разве что сорняки. Поэтому огородничеством обычно занимались на участках, расположенных у водоемов и затапливаемых в половодье низинах по берегам рек.
К началу ХХ века на пологих склонах Веревчиной уже вовсю зеленели фруктовые сады и огороды, владельцы которых, помимо основных своих трудов, нашли способ дополнительного получения прибыли. Аккуратные домики в садах сдавали семьям горожан под дачи. Это был своеобразный дачный район старого города – такой, каким ныне для нас является дачное Левобережье. В объявлениях о сдаче внаём дачного жилья можно было отыскать подходящее по финансам вполне комфортабельное жилье «о трёх, четырёх либо пяти комнатах, с электрическими звонками», молоком, фруктами и бесплатной доставкой прислуги на базар и обратно два раза в неделю. Катание отдыхающих на лодках по реке с пением и игрой на струнных инструментах в закатных сумерках летнего дня также входило в культурную дачную программу.
Соседство с рекой было серьёзным, пожалуй, даже главным преимуществом для местных огородников и садовладельцев, которые использовали воды Веревчиной для полива своих участков знойным херсонским летом. Находившиеся вблизи западных окраин частных владений земли крестьянского общества Вольной части Арнаутских хуторов (село делилось на две части – Вольная и Панская Скадовского, ныне это пригородный посёлок Камышаны) были лишены этой возможности. А посему всецело зависели от природы и влачили достаточно жалкое существование.
Впрочем, причина крестьянской бедности в первую очередь заключалась в отсутствии новых свободных и годных для возделывания земель при неизменном ежегодном увеличении количества едоков в общине. Выращенного и собранного со своего небольшого надела хлеба почти всегда не хватало до весны. Посему, чтобы прокормить семью, приходилось наниматься к богатым соседям. Правда, у малоземельных крестьян была еще возможность переселения по действовавшей государственной программе на обширные просторы Сибири, где земли в то время хватало всем. По статистике, крестьянские семьи Херсонской губернии составили едва ли не самый большой процент переселенцев в Сибирь и на Алтай. Этим и объясняется большое количество дошедших до наших дней поселений, разбросанных по далёким сибирско-алтайским просторам, в названиях которых осталась память о прежней родине переселенцев, – Херсонец, Херсонка, Херсонское…
Революционные события 1917 года повсеместно стали началом серьёзных преобразований и в корне изменили существовавшее положение дел. Не обошли они и херсонскую Арнаутку. Впрочем, период Гражданской войны и часто менявшаяся власть послужили своеобразной отсрочкой перед началом активных «боевых действий» против хозяев-куркулей и всех тех, кого при желании можно было отнести к этой категории.
После окончательного установления советской власти на Херсонщине в Арнаутке в 1922 году была создана сельскохозяйственная артель «Свободный пахарь». Началось противостояние меж бывшими малоземельными и безземельными крестьянами, сплотившимися в одно целое, и единоличными владельцами, упорно цеплявшимися за свою земельную собственность. Легко предугадать финал борьбы в государстве, где частная собственность оказалась вне закона.
В 1929 году были национализированы имущество и земли одного из самых крупных местных землевладельцев – Буковского. На их основе в 1930 году создали колхоз имени Коминтерна, в который вошли крестьяне Вольной Арнаутки. Панские крестьяне были объединены в колхоз «Хвиля революції». Для крестьян-аграриев началась новая страница истории – советская.
Впрочем, несмотря на сосредоточившиеся в руках объединившихся крестьян орудия производства, материально-хозяйственные ценности и земли, еще долгое время коллективные хозяйства оставались малорентабельными. Не способствовали развитию колхозов введенные советским правительством государственные налоги, неурожаи, голодовки и ставшая маниакальной страсть подозревать в каждом ближнем врага. Лишь к началу 1940-х годов колхозная жизнь стала понемногу налаживаться, входить в колею, однако препятствиями на пути к лучшему будущему оказались война и фашистская оккупация.
Пожалуй, только в 1950 году, когда три восстановленных после войны коллективных хозяйства – имени Коминтерна, имени Ворошилова и «Хвиля революції» – объединились в один колхоз имени Хрущева (позднее «Заповіт Ілліча»), в жизни колхозников по-настоящему произошли изменения в лучшую сторону. В первую очередь это коснулось устройства полива на землях, сопредельных с рекой Веревчиной. Совместными усилиями на берегу реки была построена небольшая насосная станция, которая подавала воду для орошения овощных полей площадью всего лишь в несколько гектаров. Не замедлившая сказаться значительная прибавка урожая заставила задуматься над вопросом увеличения площадей орошаемых земель.
Впрочем, желания и сил членов колхоза в решении этого вопроса было явно недостаточно. Лишь активная позиция городских властей сопутствовала тому, что очень скоро в рамках сталинского плана «изменения природы» возник доселе невиданный на Херсонщине проект Камышанского (к тому времени Арнаутка была уже переименована в Камышаны) оросительного массива. Для воплощения проекта в жизнь в помощь работникам колхоза имени Хрущева были подключены многие предприятия города. По сути, стройка стала всенародной. В первую очередь здесь было возведено большое здание насосной станции с электроподстанцией, установлены оборудование и мощные насосы для перекачки воды. Одновременно от реки Веревчиной до насосной проложили глубокий канал и уложили 2 километра труб большого диаметра, по которым вода должна была подняться на 47 метров до самой высшей точки массива. Кроме того, соорудили магистральный канал длиной более 7 километров и отходящие от него распределительные рукава протяженностью в десятки километров.
В это же время, используя последние достижения науки в подземном орошении сельскохозяйственных земель, на участке площадью в 4 гектара на глубину около 50 сантиметров была уложена сеть дренажных гончарных (керамических) труб диаметром 60 миллиметров. Экспериментальные посевы хлопчатника на этом участке в 1952 году дали прекрасные результаты, превзошедшие все ожидания. Кроме того, подземное орошение позволило в значительной мере сократить использование большого количества объёмов воды. Осенью того же года вступила в строй первая очередь Камышанской оросительной системы на общей площади в 300 гектаров.
Вместе с тем работы по строительству второй очереди не прекращались и в «межсезонье». Основные работы по прокладыванию оросительных систем выполняло предприятие «Меліоводбуд». Ему помогали многие городские организации и, конечно же, в первую очередь сами колхозники. В общей сложности более 100 тысяч кубометров земли было извлечено при строительстве системы каналов. Затраченные на сооружение оросительной системы средства и силы вернулись впоследствии сторицей в виде овощной продукции, поступавшей в магазины Херсона.
И всё бы ничего, да только со временем с рекой Веревчиной стали твориться вполне объяснимые вещи. Река, бывшая еще в 1970-х годах местом нереста ценных пород рыбы, не получая достаточного притока с верховьев, где воды ее также особо интенсивно использовали для орошения полей, стала мелеть, быстро превращаясь в стоячее болото. Берега ее зарастали камышом и очеретом. Не реанимировали ее былую полноводность и развал колхозного хозяйства в суверенной Украине, и даже полное уничтожение с таким трудом построенной Камышанской оросительной системы.
К началу нового, ХХІ века уже ничто не напоминало о рыбном, дачном и вполне судоходном прошлом реки. Единственным источником, наполнявшим неширокий ручей бывшего водоема, стали городские очистные сооружения, построенные на камышанских землях в 1974 году. После прохождения стадии доочистки в естественных условиях в четырёх каскадных биологических прудах-отстойниках очищенные воды сбрасывали в русло Веревчиной, к которой давно уже прилепились народные названия типа «Шампунька» или «Вонючка».
Впрочем, и это уже в прошлом. Совсем недавно сброс очищенных вод был окончательно переведен с городских очистных сооружений в коллектор большого диаметра, в обход прудов-отстойников и русла реки в пределах Шуменского микрорайона. Сейчас бывшая Веревчина – не что иное, как несколько зловонных луж, появляющихся обычно после хорошего дождя. А нынешнее поколение горожан со смехом и крайним недоверием воспринимает информацию о том, что ещё лет 30 назад в Веревчиной ловили карпов по более десятка килограм-мов весом! Теперь из днепровских вод и мелких речушек, впадающих в него, практически полностью пропали многие виды рыб. Исчезли пескарь, голавль, елец, язь… Да что там говорить, когда обыкновенный ёрш стал раритетом, и мало какой рыбак может похвастать поимкой хотя бы одного из них в последние 15 лет.
По мнению зоологов и экологов, это происходит вследствие отсутствия весенних паводков и неразумной деятельности человека, «благодаря» чему исчезают такие мелкие речушки, как Веревчина, озёра заболачиваются, а дно батюшки-Днепра зарастает илом…