Первыми поселенцами пригородной Киндийки были казаки и бродяги
«Уважаемые журналисты “Субботнего выпуска”! Хотелось бы узнать о посёлке Киндийка. Живёшь и не знаешь: откуда пошло название, как здесь люди жили? Глядишь, стали бы по-другому, с уважением, относиться и смотреть на исторические места. Хотя их у нас – раз, два и обчелся. Одна церковь… С уважением, ваш читатель, житель посёлка Киндийка Иван Матвеевич Ковтун»
До 1917 года пригородный посёлок Киндийка носил название Киндийские хутора. Отвечая на вопрос нашего читателя об истории появления посёлка Киндийка, пожалуй, стоит вспомнить историю городских хуторов, изложенную Дмитрием Горловским, пребывавшим в начале ХХ века на должности Херсонского городского головы. Дмитрий Николаевич писал: «Первыми колонистами на городских хуторах были: некоторая часть казаков, находившихся в составе Запорожской Сечи, которая в это время правительством была упразднена, и людьми бродячими, промышлявшими в степях чем случится. Такой сброд водворялся на хуторах и приписывался к местному мещанскому обществу.
Позднее на хуторах селились люди, прибывшие из соседних губерний – Полтавской, Киевской и др. Действительно, простор, приволье, обилие земли, табуны диких лошадей, в реках – рыба, отсутствие рекрутчины и проч. – всё это привлекало население из местностей, где условия жизни были значительно тяжелее… Существует среди хуторян предание, что ещё во время турецкого владения на балке Веревчиной были поселенцы, в особенности на хуторе Арнаутка (сейчас – Камышаны. – Прим. авт.). Другое предание гласит, что дореформенная градская Дума в охранение целости границ своих земель от захвата сильных соседей по крайним границам владений поселила своих мещан и образовала хутора: Киндийку, Проценковы, Загоряновы, Киселевы и Арнаутку».
В отношении названия Киндийка существует целый ряд мнений краеведов, которые, впрочем, в большинстве своём сводятся к тому, что современное название посёлка трансформировалось из нескольких прежних. Ведь в различных документах (в основном это землемерные планы XIX века) существовавшие здесь хутора называют по-разному. Так, по-видимому, одним из самых ранних наименований поселения было название Тенгинские хутора. Как предполагают некоторые исследователи, селение получило свое название благодаря небольшой речушке Тингинке (Тягинке, Кингинке), протекавшей в этих местах параллельно Днепру (это один из небольших рукавов в низовье Днепра – ныне он не существует).
Бытует также версия, что река Тингинка обрела своё имя благодаря Тенгинскому пехотному полку, охранявшему в этих местах южные границы империи после окончания русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Этот полк принимал участие в строительстве нового города – Херсона, потому не исключено, что он был расквартирован именно в этих местах. На плане – карте окрестностей Херсона, составленном во второй половине XIX века, протекавшая здесь река названа Тягинкой, хутора – Тенгинскими. В дореволюционных газетах начала ХХ века пригородные хутора называют уже Киндийскими при Тягинской балке. Население хуторов занималось земледелием, животноводством и рыболовством. В меньшей степени здесь нашли развитие огородничество и садоводство.
Пожалуй, интересным будет вспомнить противостояние киндийцев, проживавших на городских землях, с Херсоном, фактическим владельцем этих земель. Спустя 17 лет после начала строительства город, подсчитывая налоговые недоимки, «вспомнил» о принадлежавшей ему по генеральному межеванию земле, которой под его «жизненные нужды» было отведено 47915 десятин (1 десятина = 1,09 гектара). Как оказалось, за эти 17 лет хутора на городских землях уже серьезно разрослись, «прирезая» к своим наделам незанятые земельные площади опять-таки городской земли, и уже превратились в своеобразные посёлки. Попытки заставить хуторян возместить арендные долги в городскую казну наткнулись на глухое сопротивление. В 1833 году при введении положения о доходах-расходах Херсона и ревизии городских земель губернскому начальству пришлось считаться с этими «незаконными» поселениями. Финалом истории стало то, что губернское начальство решило предоставить захваченные земли их владельцам в потомственное пользование за чисто символическую плату. Правда, частично лишив жителей земельных излишков.
К началу ХХ века Киндийские хутора выросли в крупное поселение. К этому времени количество дворов здесь уже перевалило за две сотни, а число жителей – за тысячу. В селе имелась своя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная по проекту известного херсонского архитектора Антона Сварика. А также была открыта начальная трёхклассная школа.