В августе 2004 г. херсонскому радио исполнилось 60 лет, а телевидению — 45
Давайте хотя бы бегло перелистаем странички этого важного, захватывающего и увлекающего явления нашей жизни – херсонского телевидения. И по возможности заглянем за его «кулисы»
Тогда, 45 лет назад, вечером всего на несколько часов в наши (далеко не все) квартиры и дома «заглядывал» Херсон. То было время, когда «на телевизор» ходили к родственникам и соседям. С каким трепетным волнением в переполненных комнатах «прикипали» херсонцы, а чуть позже и жители окрестных сел, к крохотным экранам телевизоров. Часто с приставленными к ним выпуклыми линзами, наполненными прозрачной жидкостью, которые служили для увеличения изображения транслируемых кадров. Смотрели различные тематические программы, спектакли облдрамтеатра, часто приезжающих в Херсон театров Киева, Крыма, Одессы, Грозного, концерты филармонии.
Телепередача, как правило, открывалась медленно движущейся панорамой «живого» города в сопровождении «Песни о Херсоне», музыку к которой написал популярнейший в те годы украинский композитор Игорь Поклад на слова херсонского поэта (в будущем многолетнего сотрудника студии) Леонида Кулиша. Все студийные передачи шли напрямую – «живьем». Видеозапись в то время была пределом мечты. Да, собственно, никто тогда об этом и не думал. Было трудно решить, как и чем заполнить телеэфир на 5–6 часов непрерывной работы студии: все выстроить, состыковать, озвучить текстом, соответствующим музыкальным сопровождением, вовремя вклинить имеющийся видеоряд. Если учесть несовершенство того оборудования, малочисленность штата творческих и технических работников, то делать это было непросто. Достигалось все упорным трудом, творческими находками, энтузиазмом.
Ведь для всех категорий работников студии их дело было новым, неизведанным. «Прямых» творческих работников для телестудий тогда не выпускало ни одно учебное заведение страны. Именно в год рождения херсонского телевидения Московский госуниверситет им. Ломоносова впервые осуществил набор первых 25 человек для тележурналистики. Так что почти все работники херсонской телестудии – редакторы, режиссеры, дикторы, телезвукооператоры – были «доморощенными». Но как быстро и умело включились они в работу! 1 апреля 1959 года секретарь телестудии Валентина Бабий сделала первую запись в книге приказов о вступлении в должность директора Василия Яковлевича Коновалова, а уже в августе того же года засветились и «ожили» экраны телевизоров херсонцев. В городе начался жуткий ажиотаж с приобретением телевизоров. Многие доставали их «по блату».
Лицо (в буквальном смысле) телевидения – ведущая телепередач. Вначале они назывались дикторами. Первыми дикторами херсонской телестудии были Татьяна Гусева – красивая женщина с добрым, мудрым лицом, и совсем юная девчушка Катя Расторгуева. Первые годы они работали вдвоем. Вели все новостийные и тематические передачи. Много трудились, настойчиво искали, экспериментировали, чтобы эфирное время провести уверенно, с задоринкой, на одном дыхании.
Вот как вспоминает свои самые первые шаги на телестудии Екатерина Расторгуева: — Первые месяцы шла отработка, притирка оборудования, аппаратуры студии и телецентра. В эфир выходили всего на несколько минут. И то не каждый день. Передачи были скорее пробными: заставочка – какая-то открытка, коротенькие сообщения о жизни города и области. На первых порах и оформление передач было поручено нам с Таней. Мы все время искали какие-то фотографии, открытки, вырезки из журналов, чтобы обеспечить видеоряд своим передачам. А вот с приходом Жени Ляшенко телеэкран «ожил» по-настоящему. Мы почувствовали облегчение. Херсонцы с нетерпением ожидали нашего выхода в эфир, с интересом смотрели то, что мы сумели «наколдовать» в наших непростых условиях. Тогда все это казалось интересным, необычным: на телеэкране «живые» знакомые уголки родного города, предприятия, степные просторы Таврии, часто – известные или знакомые лица людей, их жизнь, дела, успехи. Без преувеличения телестудия для наших сотрудников стала вторым домом. Приходили утром, уходили поздно ночью. Мы входили в здание телестудии как в храм. И работали как в храме – с чувством соприкосновения с чем-то необычным, созидательным, светлым.
Через некоторое время Татьяна Гусева уехала. Напарницы Расторгуевой менялись, пока не появилась Аза Пицан. Они вместе работают вот уже больше 30-ти лет. Киносюжеты, весь «живой» видеоряд для телепередач в первые годы снимал один-единственный кинооператор Евгений Ляшенко. Причем снимал кинокамерой собственного изготовления. Тогда она была единственной на весь Херсон. Именно поэтому Евгения в числе первых приняли в штат творческой группы. Там, где появлялся Ляшенко со своей «самоделкой», вмиг собирались толпы. А что творилось в районах области, куда приезжала творческая группа телевизионщиков, чтобы отснять сюжет для передач! Один из старейших телережиссеров (сегодня главреж телестудии) Александр Тимофеев недавно заметил: «Нас встречали как космонавтов!» Да, именно так все и было. Ибо профессии служителей телевидения, как и радио, считались тогда редкими и таинственными, пользовались у населения повышенным интересом.
Автору этих строк во взбудораженные «оттепелью» с привкусом свободы творчества 1960-е годы (работал директором областного Дома народного творчества) не один раз приходилось делать свою работу плечом к плечу с работниками радио и телевидения. Мы, работники культуры, готовили и проводили различные праздники, смотры, фестивали, конкурсы, выставки. Они, телевизионщики и работники радио, все это снимали, фиксировали на кино- и звуковую пленки, чтобы через эфир информировать население области о творческой и культурной жизни родного края. Громоздкая, неудобная съемочная, осветительная и звукозаписывающая аппаратура тех лет, ограниченные возможности средств передвижения, отсутствие элементарных удобств и комфорта в глубинках – все это не пугало, не разочаровывало работников радио и телевидения. Наоборот – увлекало, «засасывало» на многолетнюю творческую работу. Из любого положения, любой затруднительной ситуации они выходили победителями, добросовестно завершая своё «колдовское» дело. Зато уже потом, по окончании съемок и звукозаписи, они становились самыми почетными и уважаемыми гостями людей тех трудовых коллективов, где только что усердно работали.
А с каким ликованием в 1962 году херсонцы и жители области впервые смотрели репортаж о праздновании 1 Мая с площади Свободы! Возможность передачи напрямую в эфир тогда обеспечила только что полученная передвижная телестанция. За годы своего существования херсонский телецентр и телестудия пережили шестикратную модернизацию и переоснащение оборудования и приборов. Сегодня здесь современная техника, компьютеры, малогабаритная, удобная для работы, цифровая съемочная и передающая аппаратура.
В 1963 году был сдан в эксплуатацию телевизионный ретранслятор в городе Бериславе. Передачи из Херсона со временем стали смотреть большинство райцентров и сел области. В 1981 году Херсонским телецентром и режиссерами студии Александром Тимофеевым и Борисом Капланом были подготовлены и выданы в эфир первые передачи в цветном изображении. Постепенно черно-белое стало вытесняться цветным.