Погружаемся на дно морское
Природа Херсонщины богата и разнобразна — здесь можно увидеть различные ландшафты. Это относится не только к суше, но и к водоёмам. И пресным, и солёным: ведь берега нашей области омываются не одним, а двумя морями — Черным и Азовским. Не каждая морская держава может таким похвастаться!
Что можно о них сказать? И Чёрное, и Азовское моря — это водоёмы внутренние: связь с Мировым океаном у них весьма «дальняя». Судите сами: Азовское море связано с Чёрным Керченским проливом, а Чёрное со Средиземным проливами Босфор и Дарданеллы. Средиземное соединяется с Атлантическим океаном через Гибралтарский пролив. Зато рек в эти водоёмы впадает немало — в общей сложности несколько десятков! (Это, правда, не только в Херсонской области, а во всём Причерноморском регионе — в Украине, России, Грузии, Турции, Болгарии и Румынии). И все эти реки несут пресную воду. Поэтому солёность «наших» морей невелика: от 1 до 2,5 грамма солей на 1 литр. А вот солёность вод Мирового океана намного больше: в среднем — 3,5 грамма на литр. Да и приливов у нас почти нет: высота приливных волн в Чёрном море — не более 5 сантиметров!
Кто же обитает в наших морях? А обитают здесь самые разные живые организмы — и растения, и животные. Растения — это водоросли: одноклеточные и многоклеточные, бурые и зелёные. Из животных — простейшие (одноклеточные) и многоклеточные: медузы, черви, моллюски. Есть, конечно, и рыбы. Какое же море без рыб?! В Чёрном море, например, обитают сельдь, камбала, кефаль — лобан, сингиль, остронос. Есть и осетровые — осётр и стерлядь. Из менее крупных — хамса, тюлька, мойва. Обитают даже представители древних хрящевых рыб — скаты и акулы. Да-да, есть и акулы! Правда, они невелики и неопасны: акула-катран и очень редкая кошачья акула.
Вообще Чёрное море заметно беднее видами, чем так называемые открытые моря — те, которые сообщаются с океанами не узкими проливами, а как бы представляют собой их естественное продолжение. Например, Японское море находится примерно на той же широте, что и Чёрное, но видовое разнообразие рыб и прочей живности там раз в 5 больше. В Азовском море видовое разнообразие ещё скромнее: здесь обитает в 1,5-2 раза меньше видов, чем в Чёрном море. И дело не только в узких проливах, через которые якобы не могут проплыть обитатели Средиземного моря и океанов. Главная причина — в условиях: низкой солёности. Не удивляйтесь, «недостаток» солей может быть фактором, который ограничивает разнообразие жизни! Всё довольно просто: многие обитатели океана, которые приспособились к жизни в воде с определённым содержанием солей, не могут жить в воде с иной солёностью — ни большей, ни меньшей. Разумеется, ко всем обитателям моря это не относится — некоторые могут жить в самых разных условиях.
Есть в наших морях и китообразные — 3 вида дельфинов. Когда-то обитал тюлень-монах, но те времена, увы, ушли. Этого морского зверя давно уже никто не видел у наших берегов.
И конечно же, Чёрное и Азовское моря — это буйствующие разнообразием жизни коралловые рифы. Нет, наши моря далеко не безжизненны — просто видов здесь меньше. А вот количество растений и животных совсем немалое. И ещё недавно численность рыб и многих других животных, которые здесь обитают, была очень высокой. Соответственно, уловы были немалыми.
Особо нужно сказать об Азовском море. Когда-то естественная продуктивность этого водоёма была почти невероятной. Ещё в первой половине ХХ века это море было самым продуктивным водоёмом мира! Я не оговорился: именно мира, не только Европы. Ни у жарких берегов Африки, ни среди островов Полинезии не удавалось выловить столько рыбы с единицы площади, как в Азовском море! А обусловливались уловы уникальным сочетанием условий и прежде всего — малой глубиной. Этот показатель очень важен: ведь дно — это «средоточие жизни» в водоёмах. На дне находятся укрытия, и на дне (или у дна) — источники пищи. Если дно расположено на большой глубине, то оно почти безжизненно: из-за отсутствия или недостатка света там нет водорослей — ни одноклеточных, ни многоклеточных. А из пищи там встречаются лишь отмершие растения и животные, а также их останки, которые «свалились с неба», то есть погрузились из более высоких слоёв. Вот и живут там «отшельники»: глубоководные организмы, которые этими дарами питаются. А когда дно находится на малой глубине (в зоне досягаемости большей части солнечного света), то здесь обильно развиваются водоросли, которые служат основой питания очень многих организмов. Именно поэтому столь бедны жизнью открытые части акваторий океанов и обильны мелководья. Азовское море — сплошное мелководье.
Есть и ещё одна причина плодородия Меотиды — так раньше называли Азовское море. Дело в том, что в этот в общем-то небольшой водоём впадают такие большие и полноводные реки как Дон и Кубань. Они выносят в море огромное количество питательных веществ, которые потребляют бурые и зелёные водоросли. А водорослями питаются беспозвоночные и рыбы.
К сожалению, больших уловов уже давно не было: и Чёрное, и Азовское моря не те… Причина проста — загрязнение. И вина в этом общая: свой «достойный вклад» внесли и продолжают вносить все страны Черноморского бассейна. Народы этих стран пользуются ресурсами моря — и загрязняют его. За период после Второй мировой войны уловы снизились почти в 10 раз!
Но в последние десятилетия страны Причерноморья пытаются остановить процесс обеднения Чёрного и Азовского морей. И дело того стоит: ведь наши моря — это то, что надо сохранить. Это можно сделать — было бы желание.
Медузы, актинии, гребневики Это одни из древнейших обитателей нашей планеты. У них ведь даже систем органов нет — ни нервной, ни кровеносной, ни пищеварительной! Есть, правда, так называемая кишечная полость — внутри неё и происходит переваривание пищи. Из-за неё все эти существа и получили такое название — кишечнополостные. Их внешний вид весьма разнообразен, но обычно выглядят они как зонтики и колокола (чаще всего — медузы), или как необычные «цветы» — такую форму имеют актинии и полипы. У всех кишечнополостных есть стрекательные клетки. С их помощью медузы, актинии и полипы питаются: захватывают мелких животных и направляют их в ротовое отверстие. Эти клетки имеют особенность — внутри них находится зазубренная спираль и яд. Стоит к такой клетке прикоснуться — и спираль мгновенно разворачивается, впивается в тело жертвы и впрыскивает в неё отравляющее вещество. Эти спирали очень мелкие, и яда они вводят немного. Но стрекательных клеток у кишечнополостных немало… Если же к медузе или актинии прикоснётся крупное животное (или человек) клетки срабатывают как защитное приспособление. И некоторые виды медуз могут обжечь очень сильно, их прикосновение даже опасно для жизни!
В наших морях кишечнополостных обитает не очень много — несколько видов актиний и около 15 видов медуз. Опасных видов, к счастью, нет. Но слабый ожог можно ощутить, прикоснувшись к актинии. Сильнее обжигает корнерот — крупная, беловатого цвета медуза с хорошо заметной голубой полосой по краю тела. Последнее, к слову, называют зонтиком. Все остальные медузы безвредны. В том числе и аурелия — крупная медуза с розовой полосой по краю зонтика. На медуз, кстати, похожи гребневики — тоже не очень «сложные» существа. В отличие от медуз, человека они обжечь не могут. Хотя у некоторые из них есть стрекательные клетки. В Чёрном море с данными обитателями связана целая «эпопея». Один вид — Mnemyopsis leidy (извините, русского названия у него нет) — был случайно завезён в Чёрное море с балластными водами судов. Сильно размножившись, этот организм нанёс колоссальный ущерб: гребневик выедал и икру рыб, и их корм — планктон. Проблема была частично решена, опять же, из-за «медвежьей услуги» торгового флота (да простят меня моряки): с балластными водами завезли другой вид — Beroe ovaria. Он и помог снизить численность «страшного» мнемиопсиса: ведь этот гребневик — хищник. Так уж получилось: один «незаконный мигрант» съел другого!
Кишечнополостные и гребневики — интереснейшие создания: они возникли сотни миллионов лет назад! И если не завозить чужеродные виды в другие водоёмы, то никакого вреда они не наносят. И в морях, и в океанах они выполняют немаловажную роль: поедают ослабевших и погибших животных, в том числе очень мелких. А значит — предотвращают загрязнение воды и участвуют в круговороте веществ.
Скаты: «Не наступи на меня!» Выглядят они очень характерно: тело у них уплощено, а хвостовой плавник вытянут и удлинён. Ближайшими родственниками скатов являются акулы, хотя эти рыбы не очень-то похожи друг на друга. Но все они относятся к отдельной группе, к подклассу хрящевых рыб: скелет состоит не из костей, а из… хрящей. Рыбы эти древние — в океанах планеты они появились около 300 миллионов лет назад. Но это не значит, что представители хрящевых примитивны: в общем-то головной мозг у них развит не хуже, чем у костистых рыб, скелет которых образован костями.
В морях и океанах Земли обитают более 300 видов скатов. И образ жизни у всех них весьма однообразен. Держатся они обычно у дна, питаются некрупной рыбой, ракообразными и иными придонными животными. В Чёрном море встречаются только 2 вида — морская лисица и морской кот.
Особо известен морской кот. И недаром: он ведь принадлежит к отряду скатов-хвостоколов! У этих рыб на конце хвостового плавника находится шип с протоком ядовитой железы. Этот шип — грозное оружие: им хвостокол защищается от нападения хищников. Увы, но «под руку» (или, точнее, под шип) хвостокола может попасть и человек. Ведь рыбы эти — донные, большую часть времени они лежат на дне или даже зарываются в грунт. Здесь на него и наступают иногда отдыхающие — и, конечно же, получают в ответ удар шипом. Признаки поражения достаточно характерны: пострадавший ощущает сильную боль, у него снижается артериальное давление, увеличивается частота сердечных сокращений. В общем, этот яд достаточно сильный. Хотя само отравление (если шип не проник в жизненно важные органы) не опасно для жизни. У морской лисицы тоже есть от 15 до 20 шипов. Расположены они на средней линии тела. Правда шипы неядовиты, хотя и уколоться о них можно весьма сильно.
Оба названных вида можно увидеть в Херсонской области. Морской кот, например, нередко встречается в Ягорлыцком заливе. А в некоторые периоды года он там даже бывает многочисленным. Но в Ягорлыцком заливе отдыхающие купаются нечасто — залив-то мелководный (особенно у берегов). Иногда хвостоколы появляются и у морского побережья. Правда, вероятность повстречаться с ними невелика. Вообще-то, все эти обитатели морского дна — рыбы достаточно мирные. Надо лишь соблюдать осторожность там, где они встречаются. И если их не трогать, то и они вас не тронут. Желательно также помнить о том, что они, как и всё живое, имеют право на жизнь.
В последнее время, кстати, ската-хвостокола стали нещадно вылавливать донными сетями. А происходит это потому, что резко возрос спрос на эту рыбу — и его быстро «учуяли» браконьеры. Дожились: теперь уже и за судьбу ската приходится опасаться! Камбалы: рыбы без симметрии На нашей планете обитает немало разных видов рыб: их гораздо больше, чем, например, млекопитающих. Даже опытные ихтиологи могут распознать далеко не всех. И это неудивительно: ведь в водоёмах Земли живут более 20 тысяч видов рыб! Но у некоторых подводных жителей внешний вид настолько характерен, что их узнают не только профессионалы, но и люди, весьма далёкие от ихтиологии. К таким рыбам принадлежат и камбалы: рыбы и примечательные, и в чём-то забавные. А примечательны они тем, что это немногие из позвоночных животных, организм которых… утратил симметрию! Потому как у камбал оба глаза расположены на одной стороне — левой или правой. На ту же сторону смещён рот. Кроме того, асимметричен череп и расположение внутренних органов. Что уж тут сказать — несчастная рыба…
На самом деле, разумеется, камбала не более несчастна, чем, к примеру, щука, акула или толстолобик. Потому как все её «несчастья» — это приспособления к условиям жизни. А жизнь у камбал проходит на дне — это типично донные рыбы. Здесь камбала лежит, поджидая добычу — небольших рыб и ракообразных. Но к жизни на дне камбалы перешли не сразу: скорее всего их предки плавали в толще воды. Да и условия обитания «дножителей» сильно отличаются от образа жизни плавающих видов. И со временем (когда рыбы переходили к донному образу жизни) второй глаз у них стал перемещаться на верхнюю сторону. Ведь камбалы — это рыбы с телом, уплощённым с боков. И если бы глаза остались на разных сторонах тела, то при «лежаче-донном» образе жизни один глаз обязательно бы бездейство- вал — он бы просто-напросто смотрел в песок! А переместившись, он на равных с «нормальным» глазом принимает участие в обнаружении добычи и опасности. Переместился на верхнюю сторону и рот: иначе питаться камбалам было бы тоже проблематично!
Все эти предположения (о том, как появились эти признаки в процессе изменения развития видов) подтверждаются результатами наблюдений за развитием камбал. Ведь вначале из икринки появляется личинка с вполне симметричным телом. Но вскоре глаз начинает перемещаться, рот искривляется, кости черепа деформируются. Молодая рыба всё чаще залегает на дне и, наконец, перемещается туда окончательно. Кстати, окраска у камбал самая разная. И её рыбы могут изменять под цвет дна. Это необходимо не только для того, чтобы не спугнуть добычу, но и для того, чтобы не стать добычей самому. Какая, скажите, радость от сытного завтрака, если через пять минут позавтракают тобою?.. Камбал в мире — сотни видов: эти рыбы образуют целый отряд. В Чёрном море обитают 3 вида: камбала европейская, камбала-калкан и глосса. Все они — промысловые рыбы. Потому как их мясо обладает превосходными вкусовыми качествами.
Икра у камбал очень мелкая. Они вымётывают от сотен тысяч до миллионов икринок. Но выживают-то далеко не все… В последнее время, кстати, выживать камбалам всё труднее, потому как браконьерство стало буквально проклятьем Чёрного моря. И «шалят» не только граждане бывшего СССР. Особо стараются турки: ведь в Турции камбала очень ценится. По этой причине турецкие браконьеры промышляют и у берегов Украины, ведь здесь численность камбалы гораздо выше. Правда, в последние годы с «охотниками за камбалами» пытаются активно бороться — были даже случаи применения оружия против них.
Тем не менее численность этих рыб снизилась: по приблизительным оценкам, с 1990 года плотность популяций калкана и глоссы в прибрежных водах Украины уменьшилась в несколько раз. Да уж, видать, постарались «любители природы» — и наши, и чужие. А жаль! Ведь камбалы — это настоящее богатство. Можно сказать, живое сокровище Чёрного моря.