Как развивался Херсон
В 1768 году Екатерина ІІ подписала Указ «О создании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Исполнение его было возложено на «Комиссию по строениям». По указу императрицы было введено прогрессивное начинание в градостроительстве: прямоугольная уличная сеть, а при рельефе местности, не позволяющем это, — лучевая. Это отчетливо видно на первых планировках Херсона: Центр, Военное и Греческое предместья — прямоугольные, а вот Забалка имеет лучевую сеть улиц (план города по состоянию на 9 октября 1799 года). В последующие годы комиссия по строениям при Городской думе занималась отводом городских земель под промышленное строительство, места возведения присутственных зданий, дома именитых горожан и лиц мещанского происхождения.
Первые советские пятилетки ознаменовались для Херсона интенсивным строительством промышленных предприятий в черте города: обозный завод (1926 г., ныне карданных валов), консервный им. 8 Марта (1929 г.), мастерские по ремонту тракторов (1932 г., сегодня ОАО «Электромаш»), консервный им. Сталина (1932 г., ныне — консервный комбинат), нефтеперерабатывающий завод и завод стекольной тары (1938 г.). Все они требовали притока рабочей силы. И он пополнялся не только из сёл области, но и из других регионов страны. А это, в свою очередь, требовало расширения жилищного строительства и реконструкции города.
По заданию исполкома Николаевского облсовета (в то время Херсонщина входила в эту область как район) Одесский филиал института «Гипроград» в 1932-1933 годах разработал генеральный план реконструкции Херсона. Вероятнее всего, одесские архитекторы в основу проекта положили строчки партийного гимна: «Мы наш, мы новый мир построим…» Суть всего проекта сводилась к коренной реконструкции всего города: оставить небольшую часть жилфонда в историческом центре, остальные строения снести и застроить исключительно многоэтажками. В плане вообще не было предусмотрено площадей для индивидуальной застройки, то есть проект предлагал строительство нового города. Возможно, генплан и утвердили бы, если бы не ХVIII съезд ВКП(б), на котором резко осудили гигантоманию в градостроительстве. Проект развития Херсона был направлен в Киев для корректировки с последующей доработкой. И в 1940 году он был утверждён Народным комиссариатом коммунального хозяйства УССР. Основные направления развития Херсона были опубликованы в журнале «Архитектура Советской Украины» (№ 12, 1940 г.).
Сегодня можно сказать, что Херсон строился по проекту 1930-х годов вплоть до 1981 года. К примеру, на основании чего был построен ХБК.
В объяснительной записке Генплана читаем: «Бурное развитие культуры неполивного хлопчатника в районе Херсона открывает широкие возможности для развития текстильной промышленности». Сегодня не секрет, что строительство Каховской ГЭС можно считать экологическим преступлением, а в государственном документе написано: «… Здесь нужно принять во внимание предусмотренное схемой реконструкции нижнего Днепра строительство в 17 километрах выше Херсона мощной»(!) гидроэлектростанции (нижняя Днепрогэс)». Что касается непосредственно города, то его перспектива изложена так: «Основные контуры социалистического Херсона вырисовываются в таком виде. На плане города фиксируются три основные промышленные района: восточный (консервный, стекольной тары и кирпичный заводы), северо-западный (нефтеперерабатывающий и сельхозмашиностроительный заводы, мясокомбинат) и Карантинный остров (завод им. Коминтерна и Докстрой). В отношении жилищного строительства в проекте написано так: «…планирование Херсона предусматривает организацию пяти заселенных районов, которые обеспечиваются всеми элементами социально-культурного и бытового обслуживания». То, что предусматривали архитекторы 1930-х годов, нашло реальное воплощение в конце 1950-х — начале 1960-х годов: «…решено организовать в районе Военного форштадта, на месте руин бывшей крепости, Центральный парк культуры и отдыха, который переходит в широкую прибрежную полосу (сегодня — парки им. Ленинского комсомола и Славы). Спуск к Днепру спроектирован в виде широких парадных ступеней и пандусов (наклонные площадки)». Первый Генеральный план Херсона смещал, точнее — определял, новый центр города, в отличие от исторического (ул. Суворова) : «В будущем композиционным центром города станет площадь Свободы, на которой будут отмечаться народные праздники, парады, митинги и т.п. Вторым по своему значению центром есть площадь перед теперешним театром. Эта площадь в ближайшее время должна быть реконструирована и использована для массовых собраний и демонстраций (сегодня — площадь Героев Сталинграда)».
Что касается центральной улицы, то в Генплане сказано четко: «Основной магистралью, которая связывает вокзал с центром города и портом, есть и в будущем остаётся Красноармейская улица (ныне проспект Ушакова)… Большое значение уделяется улице Первого Мая (ул. Суворова) — сегодня наиболее благоустроенной улице города. На ней возможна надстройка отдельных домов, будут снесены малоценные(!) сооружения и раскрыты кварталы (в 1977 году был разрушен квартал, дома которого представляли историческую и архитектурную ценность, а на их месте была построена лестница, ведущая с ул. Суворова к драмтеатру, — прим. авт.) для создания открытых дворов, скверов и других форм зеленых насаждений… Внутригородской транспорт по проекту будет состоять из трамвайного (!) и автобусного парков». Ни одно из вышеперечисленных мероприятий не было осуществлено: началась война 1941-1945 годов. А после освобождения Херсона 13 марта 1944 года от немецких оккупантов ни о какой реконструкции города не могло быть и речи: необходимо было восстановить хотя бы то, что осталось. Только 26 июня 1946 года было опубликовано постановление бюро горкома КП(б) Украины о генеральной схеме планировки Херсона. В основу композиции плана были положены две взаимопересекающиеся магистрали. Первая — проспект Ушакова, который связывает вокзал с морским и речным портами. Вторая — районы Сухарного, Забалки и Центра (ныне — улица Розы Люксембург). Все остальное было добросовестно переписано с генплана 1940 года.
В 1980 году городские власти утвердили план реконструкции центральной части Херсона. Херсонский филиал института «Гипроград» разработал проект детального планирования центра города. Согласно ему предполагалась застройка многоэтажками улиц Украинской, Котовского и Гагарина, начиная от проспекта Ушакова. Не были забыты здания «общественного пользования»: Дом политпросвещения, Суворовские райком партии и исполком. Первый так и остался недостроенным, а во втором сегодня разместился диагностический центр областной больницы. В проекте большое внимание уделено реконструкции улиц Ленина и Суворова. К примеру, одним из исторических сооружений на улице Ленина является Успенский кафедральный собор (улица Ленина, 5). По проекту предполагалось отселить расположенный в нем спортклуб «Петровец», реконструировать собор до первозданного вида (сегодня это стоит шесть миллионов гривен) и… разместить в нём планетарий. На территории двора собора власти планировали создать парковую зону с цветочным павильоном и кафе, сохранив для экзотики старинные кованые ворота. В интервале между улицами Коммунаров и Подпольной проектанты предлагали полную реконструкцию: снос старого жилфонда и возведение «высоток». «Это создаст активный силуэт со стороны Днепра», — так прокомментировал перестройку улиц тогдашний архитектор Херсона Вячеслав Громыхин.
В июле 1981 года исполком Херсонского горсовета утвердил Генеральный план города. Его разработал Киевский институт «Гипроград». Авторский коллектив спроектировал основные решения и взаимоувязки всех видов строительства на городской территории и за её границами в полосе пригородной зоны. Срок внедрения плана был определен в 25-30 лет. «Гвоздем» проекта было строительство Цюрупинского пешеходно-автомобильного моста, который создавал предпосылку застройки левобережья как части Большого Херсона. В перспективе в него должны были войти Цюрупинск, Голая Пристань и некоторые другие населенные пункты. Суммарно с ними Херсон становился городом с полумиллионным населением. Чтобы связать их воедино, планировали после окончания строительства моста пустить троллейбусы от Херсона до Голой Пристани. Важным разделом Генплана была архитектурно-планировочная структура города. Было предусмотрено создание четырех промышленных и тринадцати жилых микрорайонов. Одним из них должен был стать Восточный жилой район. На намываемых землях правого берега Днепра должен был вырасти новый жилищный массив. Его территория составляла пять километров вдоль реки, при глубине участка 500-600 метров. Дома предусматривалось возводить только в 9, 12, 14 и 16 этажей. Вдоль озелененной набережной предполагалось строительство двух пляжей на 1,5-2,5 тысячи мест каждый, со своей водно-спортивной станцией. Учитывая (так думали тогда архитекторы и чиновники горисполкома), что прибрежная территория Херсона долгие годы была занята портовыми складскими и промышленными сооружениями, малоценной индивидуальной застройкой, предполагалось последние снести, а морской порт перенести на Карантинный остров. На освободившейся площади планировали выстроить жилищный массив с живописной набережной.
Не был забыт в Генплане и исторически сложившийся район Забалка, плотно застроенный индивидуальными жилищами. Проектом предусматривалось строительство (разумеется, со сносом старого жилфонда) двух микрорайонов: «Забалка-1» и «Забалка-2». Первый намечалось застроить в квадрате улиц Комкова — Розы Люксембург — Цюрупинская — Степовая (сегодня — Фритаун).
На схеме Генплана под Таврический (Северный) микрорайон отведено 262 гектара городской земли, где будут проживать около 114 тысяч человек. Микрорайоны Шуменский (начало застройки — 1965 год) и Корабел намечалось возводить (с небольшими изменениями и дополнениями) по ранее утвержденной планировке.
Для разгрузки речного, автобусного и троллейбусного транспортов в районе речного вокзала через реку Кошевая планировали перебросить вантовый пешеходный мост, по которому работники заводов им. Коминтерна, «Паллада» и даже судозавода имели бы возможность быстрее добираться до места работы. В конце 1980-х годов выяснилось, что два микрорайона — ХБК и Таврический, находящиеся по соседству, — разделены между собой полотном железной дороги и некоторыми промышленными постройками. И потому, чтобы добраться из одного района в другой, необходимо объехать полгорода. Предполагалось связать районы мостом или подземным туннелем. Были два варианта их месторасположения: улицы Черноморская или Мира (в месте их стыковки с Бериславским шоссе). События начала 1990-х годов «похоронили» этот проект, как и не внедренные в жизнь разделы Генплана 1981 года.