Тайна портрета Херсона
Пожалуй, нет такого херсонца, которому не хотелось бы заглянуть краешком глаза за таинственный занавес истории нашего города, чтобы увидеть его прижизненный облик двухвековой давности. И чтобы предстал он перед ним в натуре, вживую, каким он был в «младенческом» возрасте. Сегодня сохранилось несколько полотен, акварелей и карандашных рисунков, изображающих Херсон в конце XVIII века. Самое объемное и красочное из них почти век находится в «семейном альбоме» Херсона (краеведческий музей). И хотя в том, что на картине изображен наш город, нет сомнений, все же некоторые детали полотна вызывают удивление и недоумение их несоответствием действительности
Первым «портретистом» Херсона можно считать И. Г. Мюнца, который, путешествуя по югу Украины в конце XVIII столетия, сделал зарисовку «Город Херсон». Картина дает панораму города 1780 года со стороны Днепра, но не детализирует вид строений и сооружений. Сегодня картина хранится в Московском государственном историческом музее.
Почти в то же время профессиональный художник Михаил Иванов написал картину «Вид Херсона».
На двух огромных планшетах живописец изобразил почти все крупные и значительные строения Херсона, какими он их увидел в 1780 году. Через 200 лет, в 1980 году, картина была реставрирована. Сейчас она хранится в Петербургском государственном Русском музее.
Среди экспонатов музея НИИ имени Щусева (Москва) экспонируется эскиз неизвестного художника «Вид крепости Херсон» (начало XIX века). Незамысловатая карандашная прорисовка дает четкое зрительное представление о центре цитадели, с которой начинался город.
На картине «Спуск судов в Херсоне», написанной маслом (художник неизвестен), которая хранится в Эрмитаже (Петербург), автор изобразил то, с чего начинался Херсон: верфь и крепость. Глядя на полотно, чувствуешь динамичность изображения: чуть-чуть покачиваются корпуса двух спущенных на воду кораблей, упрощенный рисунок гребных шлюпок дает зрительное ощущение их движения. В верхней части картины отчетливо видны арсенал, колокольня, Свято-Екатерининский собор, дворец Потемкина. Но квинтэссенция сюжета картины — это стапеля, изображение которых дает представление о том, где строили корпуса кораблей (берег Днепра от проспекта Ушакова до парка Славы).
Классикой херсонского городского пейзажа считается картина Федора Алексеева «Вид Херсона».
Московская исследовательница творчества этого художника М. И. Андросова так писала о полотне: «…Картина дает яркое представление о степном городе. С помощью своей любимой диагональной композиции художник увеличивает пространство. Он изображает несколько строений, будто бы вытягивая их, и добивается ощущения простора. Умиляют молоденькие деревья. Это была примета времени. В степных городах много внимания и забот уделяли зеленым насаждениям. Деревца на картине подчеркивают молодость города… К тому же полотно оживлено жанровыми сюжетами».
Искусствовед дала яркую профессиональную оценку картине, не подозревая, что художник, имея эскизы, рисованные с натуры, на полотне допустил ряд неточностей и ошибок. Это можно было бы простить художнику, если бы его картина именовалась как «Вид новороссийского города». Но поскольку полотно имеет конкретное название — «Вид Херсона», то причина искажений становится непонятной. Тем более, что все объекты, изображенные на картине, за исключением дворца Потемкина, дожили до наших дней. В этом может убедиться любой херсонец, став на то место, где располагался двести лет назад мольберт живописца (здание спорткомплекса «Динамо»). Если принять за основу изображенные на картине надгробные памятники генерал-поручику принцу Вюртемберг-Штутгартскому, инженер-полковнику Николаю Корсакову и князю Эммануилу Россете (перезахоронений не было), то можно сделать вывод, что Федор Алексеев на картине развернул Екатерининский собор на 900 с запада на юг. К тому же в нишу вместо статуи Святого Петра он поместил статую Святой Магдалины. При существующих трех ступеньках входа в храм на картине их пять. На полотне недостоверно изображены некоторые архитектурные детали. К примеру, портик показан с полукруглыми в сечении пилястрами, а не с прямоугольными, как в действительности. Что касается дворца Потемкина (на картине он справа в глубине), то по всем правилам проецирования он не мог быть расположенным там, где изображен. Ведь собор и дворец разделяла большая Дворцовая площадь (сегодня здесь расположен телецентр). Картину оживляют жанровые сюжеты: движущийся экипаж, шагающий солдат, всадник. Это позволяет судить о масштабе зданий и сооружений, который явно преувеличен по сравнению с действительным.
Почему Алексеев это сделал? Вряд ли мы об этом узнаем. Но предположить, как это произошло, мы можем.
Может быть, художник писал картину по разрозненным эскизам, а на полотне по памяти соединил их в одно целое. Ведь от момента составления эскизов до написания картины прошло почти три года. К тому же в архиве Алексеева находились десятки набросков и эскизов других городов Новороссии. Только вряд ли можно считать обоснованным такое предположение: художники всех времен отличались незаурядной зрительной памятью. Остается предположить одно: на то время Херсон (точнее — крепость) был мало застроен и Алексеев с помощью своей любимой диагональной композиции изображает разрозненные здания и сооружения в одной линии. Этим «растяжением» художник добивается зрительного восприятия объемности пространства. Подобный метод Алексеев применил при написании картины «Вид Магистратской площади в Николаеве». При беглом взгляде они очень похожи.
Что касается увеличения масштаба сооружений в сравнении с персонажами картины, то не следует забывать, по чьему заказу и для кого художник рисовал. Вопреки реальности, Алексеев на полотне способствовал ощущению зрителем величия и объемности изображенного.
Почему художник исказил реальность? Этого мы никогда не узнаем. А ценность нарисованного от этого никак не уменьшается. Написанная кистью очевидца более двух веков тому назад картина донесла до нас не только красочное изображение, но и дух тогдашнего Херсона.
P.S. Тому, что картина «Вид Херсона» почти век экспонируется в Херсонском краеведческом музее, потомки должны быть благодарны двум своим землякам, безмерно влюбленным в наш город. Это Виктор Гошкевич (основатель музея) и Николай Блажков (тогдашний городской голова). С большими трудностями и за большие деньги они выкупили полотно для всеобщего обозрения его горожанами.