Подземный Херсон – тайна многих поколений
Сегодня в нашей исторической рубрике затронем тему, похоже, интересующую многих, ибо интенсивное обсуждение её ведётся не один уже год. Причём время от времени на форумах зачастую даже всплывают авторитетные специалисты, описывающие свои путешествия по лабиринтам подземного города и хвастающие удачными находками артефактов. Пожалуй, вы уже догадались, что речь пойдёт о таинственных городских подземельях, опутанных паутиной легенд, тайнами и различными историями, правдивыми и не очень
И всё же, пожалуй, самая главная таинственность их заключается в вопросе, для чего, как и когда были проложены под Херсоном эти подземные магистрали. Даже несмотря на то, что в начале ХХ века практически не было сомнений в том, что эти ходы были устроены князем Потёмкиным в период начала строительства города для «скрытных и безопасных наблюдений за приходящими с моря иностранными судами» (по крайней мере, так трактуют это различные дореволюционные источники), вопрос этот остаётся открытым до сей поры. А как же иначе, если из архивных материалов прошлого известно, с какими трудностями и проблемами строился «надземный» Херсон.
Отпускаемых казной и попутно разворовываемых средств (так вот откуда «растут ноги» нашей современной коррупции) едва хватало на возведение крепости и постройку первых военных судов. А ведь ещё требовались средства на довольствие тысяч солдат, матросов, судо и градостроителей, да каторжан, занятых на тяжёлых работах. Понятно, что будь капиталов в деле побольше, так и результат был бы повнушительней.
Иностранным соглядатаям, прибывшим в Херсон вместе с императрицей Екатериной ІІ во время её знаменитого путешествия в Крым спустя десяток лет после начала строительства города, бросалось в глаза, мягко говоря, не совсем фундаментальное устройство крепости. А кое-кто из них, в частности граф Ласси, даже отмечал, что крепость в Херсоне сооружена из песка и «при первом же залпе все укрепления сползут в собственные рвы». Поэтому как-то не особо вяжется слишком трудоёмкое и затратное сооружение подземных ходов под городом, преследовавшее весьма сомнительные цели, с главной задачей – устройством мощной, неприступной крепости.
Олешки – Херсон – звенья подземной цепи?
Чуть позднее, уже в советское время, по-видимому, «от недостатка ведения», некоторые старожилы и обыватели часто называли останки херсонской крепости турецкими, приписывая тем же туркам устройство разветвлённых подземных ходов под городом.
Мало того, доныне некоторые херсонцы убеждены, что один из подземных ходов ведёт из крепостного колодца, тоже почему-то называемого «турецким», аж на другую сторону Днепра, в плавни.
А недавно во «всезнающем» Интернете автор обнаружил «обоснованное» утверждение о том, что существующие в соседних Олешках подземные ходы, имеющие «достаточные размеры для того, чтобы всадник в полном обмундировании мог свободно передвигаться», предположительно проходят под Конкой и Днепром и заканчиваются у Екатерининского собора в Херсоне!
Из дальнейшего повествования следует, что в период войны с персидским царём этими подземными ходами пользовались скифские воины и даже, возможно, где-то здесь зарыты несметные сокровища, полученные в качестве выкупа от персов…
Интересно, что олешковская легенда почти слово в слово повторяет геническую легенду о тамошних природных подземных галереях, тянущихся на многие десятки километров, и сокровищах персидского царя Дария – ни много ни мало в 800 тонн чистого золота! Вот только в Олешках подземные галереи явно рукотворные.
Невольно напрашивается вопрос: а что же это за цивилизация такая, свершившая революционный переворот в устройстве грандиозных подземных сооружений, которым великие пирамиды Гизы и в подмётки не годятся? Неужто постарались вольные скотоводы – скифы-степняки?
Подземный ход под Днепром –сказка или быль?
Понятно, что практика строительства подземных ходов уходит в далёкое и седое прошлое, где они имели вполне практичное применение. Но вот чтобы так, под рекой, да ещё вручную, примитивными «копалками»…
А вообще, считается, что сооружение тоннелей под дном рек стало возможным лишь в средине 20-х годов XIX столетия, когда английский инженер Марк Брюнель и его сын Изанбард изобрели проходческий щит и приступили к строительству тоннеля под рекой Темзой. 400 метров под дном реки преодолели с гигантскими затратами и «человеческими жертвами» всего-то за 16 лет. Остаётся подсчитать, сколько сотен лет понадобилось бы скифам, чтобы вручную соорудить 6,5-километровый тоннель от будущих Олешек до будущего Екатерининского собора в будущем Херсоне, не говоря уж о массе иных нюансов, делавших эту затею невозможной.
Несмотря на уверения местных жителей, по той же причине не существует и подземного хода, ведущего из Херсона в Благовещенский женский монастырь, расположенный в пригородном посёлке Приозёрное. Основанный в 1856 году на землях, подаренных Львом Скадовским, мирный монастырь, ставший впоследствии одним из наиболее почитаемых монастырей на нашем Юге, совершенно не нуждался в тайном подземном ходе протяжённостью свыше 11 километров.
Попытки упорядочить устройство подземелий
Тем не менее, как бы скептически некоторые ни относились к этому, сеть тоннелей и подземелий под старым Херсоном всё же существует, хотя строители их пожелали остаться неизвестными. Похоже, что некоторые более поздние подземелья, главным образом XIX и начала ХХ веков, всё же ничего общего не имели с подземными фортификационными сооружениями, а служили более прозаичным, бытовым целям – как погреба, ледники и складские помещения. Причём иногда подземные склады были соединены с магазинами, находившимися от них в некотором отдалении, короткими участками подземных ходов. Как, скажем, магазин торговца Черепахина на Дворянской, торговавший вином.
В конце позапрошлого века у городской управы Херсона возникли претензии к владельцу, так как выяснилось, что Черепахин устроил большое подземное складское помещение под проезжей частью улицы. И таких, как Черепахин, в Херсоне, судя по всему, было немало, так как провалы на улицах в центральной части города в те времена случались довольно часто. Так что городскому самоуправлению пришлось всерьёз озаботиться данным вопросом.
В ноябре 1896 года Херсонская городская дума дополнила существовавшие уже в то время правила двумя новыми параграфами – об ограничении рытья мин (устаревшее название подкопа, подземного хода) в пределах городской черты:
1. Безусловно воспрещается домовладельцам и арендаторам домов рыть подземные мины или делать разветвления погребов далее черты собственного владения.
2. Каждый домовладелец, желающий устроить мину в черте своего дворового места, обязан довести об этом до сведения городской управы.
Кроме того, постановлением предписывалось, чтобы каждый домовладелец сообщил в определённый срок в городскую управу о наличии и расположении уже имевшихся подземных сооружений для составления общегородского плана подземелий. Впрочем, большинство домовладельцев оказались «несговорчивыми», так как подобное объявление ещё не раз повторялось в местной прессе, а горуправа сообщала об единицах, откликнувшихся на призыв. Впоследствии подобная несговорчивость сработала на пользу многим местным дельцам в советское время, в период «угара НЭПа», когда, спасаясь от вездесущих фининспекторов, многие кустарные производства ушли, в прямом смысле слова, в подполье…
Карта подземного города
Не исключено, что в процессе устройства подземных помещений домовладельцы случайно натыкались и на старые магистральные линии ходов, которые также вполне могли использовать в личных тёмных целях. Возможно, уже только поэтому ещё перед войной НКВД постаралось максимально определиться с подземными коммуникациями в Херсоне, составив секретную карту подземелий и ходов. И вновь находятся свидетели, которые утверждают, что кто-то из их родственников видел эту подробную карту херсонских катакомб, вот только впоследствии, перед приходом фашистов в Херсон в августе 1941 года, она исчезла «в неизвестном направлении»…
Конечно, несмотря на усердие наркомата внутренних дел, а в по-следствии и КГБ, часть подземных ходов так и осталась необнаруженной, о чём свидетельствуют достоверные факты. К примеру, в послевоенные годы была широко известна в Херсоне история общественной чайной, находившейся в самом центре города – на углу улиц Ришельевской и Старообрядческой. Чайную с потайным помещением для сборищ избрало в качестве «малины» бандитское сообщество Херсона. Замаскированный подземный ход, имевшийся в помещении, был удобен на случай облавы и не раз выручал бандитов, выводя их во дворы за несколько кварталов от притона. Долгое время органам не удавалось раскрыть эту тайну бандитского Херсона, однако сколь верёвочке ни виться… Местные легенды рассказывают, что во время одной из облав спешившие на волю по привычному ходу бандиты наткнулись на засаду автоматчиков-НКВДистов, которые без разбору «покрошили» всех…
Тайное становится явным?
Время от времени, особенно в периоды иногда случающихся в нашем городе «тропических» ливней, порывов водопроводных труб или строительных работ, подземные коммуникации приоткрывают свои тайны провалами почвы на городских улицах, в которых порой явственно видны развязки и лабиринты подземных ходов. Конечно, в такие моменты поблизости обязательно находятся отчаянные головы, готовые тут же без страховки и надлежащей экипировки ринуться исследовать открывшиеся галереи. Однако их желания явно не совпадали с соображениями местных городских властей, будь то в дореволюционное или советское время.
Обычно во избежание несчастных случаев сверху поступала команда немедленно засыпать провал и восстановить мостовую. Так что любителям местной истории оставалось только зарисовать или сфотографировать провал на память.
Стоит также отметить, что, по свидетельствам современников, подземные провалы в старом, дореволюционном Херсоне случались с периодичностью 1–2 раза в месяц, что говорит о существовании широкой сети подземных галерей.
Доходный дом Беновича погубила подземная галерея…
Интересно, что при всей скрупулёзности дореволюционных газетных сообщений, подмечавших любую, даже порой незначительную городскую деталь, о случавшихся порой провалах особо не распространялись. Ну разве что событие было из ряда вон выходившее, как, скажем, разрушение дома Беновича на углу Торгового переулка и улицы Витовской (ныне Театральная) в самом начале ХХ века.
Рабочие телеграфного ведомства, устанавливая столб, слишком спешили закончить работу до на-двигавшегося на город ливня. Столб установили, а вот землю вокруг надлежащим образом не утрамбовали… Ливневые воды размыли основание столба и попали в ранее неизвестную ветвь подземного хода, проходившего под доходным домом Беновича. Раскисшая глина «поплыла», и большой, двухэтажный добротный дом начал разваливаться прямо на глазах жильцов и прохожих…
Впоследствии аварийное здание было продано местному купцу Михаилу Скарлато, который построил здесь в 1905 году одно из красивейших зданий Херсона, известное ныне как «дом Скарлато». К сожалению, в период войны здание было разрушено, а то, что мы видим ныне, – это хорошая копия прежнего здания, восстановленная немецкими военнопленными уже после войны.
Ход из крепости к реке
Пожалуй, наиболее изученным, благодаря многим провалам, случавшимся на его протяжении, оказался подземный ход, протянувшийся из крепости через Греческое предместье к берегу в месте разделения Днепра и реки Кошевой.
Один из херсонских обывателей, некто Евтихий Папафило, собрал ряд свидетельств, которые изложил со своими выводами в одной из местных газет в статье «О подземном ходе в Херсоне». По утверждению Папафило, начало этой ветви подземного хода находится в валах крепости (чуть восточнее нынешней остановки «Стадион “Кристалл”» на Перекопской). Далее – под западной частью Александровского парка, до улицы Эрделевской (Комсомольская, ныне Старообрядческая), под которой ход идёт до Потёмкинской, делает поворот по Семинарской (Дзержинского) до Торгового переулка, по которому тянется в сторону берега.
Евтихий утверждал, что (кроме случавшихся на этих отрезках хода обвалов) после замощения улиц камнем при проезде по ним экипажей с железными ободами стоит ужасный грохот, многократно усиленный имевшимися под землёй пустотами. Это явление отмечали и многие другие посторонние наблюдатели. Мало того, в находившейся по Торговому переулку гимназии (в советское время школа № 10) грохот не давал никакой возможности заниматься. Положение не спасала даже солома, рассыпанная по булыжной мостовой для смягчения ударов обода о камни. Посему по настоятельному прошению гимназического начальства на участке улицы перед учебным заведением была запрещена всякая езда и установлен полицейский пост.
Примеру гимназии попытались последовать жители домовладений по Торговому переулку и настоятель Богородицкой церкви, которые также испытывали неудобства от грохота. Однако тут городская управа ответила отказом, мотивируя его тем, что все улицы находятся в общем пользовании, а вскрыть и засыпать существующие на этих участках подземные ходы не представляется возможным из-за отсутствия средств в городской казне.