Как перепутали храм со складом
Вихри исторических событий (октябрьский переворот, гражданская война, Вторая мировая) настолько исказили своими разрушениями внешний облик некоторых зданий и сооружений, что установить их первоначальное назначение через несколько десятилетий стало невозможно. Тем более что после войны их восстанавливали не реставраторы, а обычные строители. Вот так и канул на многие годы в безвестность один из первых православных храмов Херсона – Единоверческая Святорождественская церковь (Монастырек)
В 1986 году в Киеве вышел в свет 4-томный иллюстрированный справочник-каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР». В разделе, отведенном Херсону, на странице 130 читаем: «Складское помещение, конец ХVIII века (ул. Краснофлотская, 29). Значительно перестроено. Прямоугольное в плане, каменное, двухэтажное с полуподвалами, перекрытыми сводами… Входило в комплекс складских сооружений. Построено в стиле классицизма. Композиция и декор сооружения подчеркивают его функциональное назначение: фасады оформлены прямоугольными окнами и нишами, увенчаны карнизом и расчленены карнизом и тягой. Памятник представляет интерес как пример промышленно-торговой постройки ХVIII в.».
Определить степень ценности архитектурного сооружения – чтобы выделить его как памятник зодчества и поставить под охрану государства – могли только специалисты в этой области. Вероятнее всего, они были из Киева. А вот историю и функциональное назначение сооружения должны были предоставить городские службы, опираясь на данные сотрудников краеведческого музея, государственного архива, историков и краеведов. Это, возможно, не было сделано, и в описание сооружения попала лишь часть его истории. До 1792 года на этом месте действительно существовало складское помещение. Но далеко не в том виде, каким его представил каталог-справочник.
А дело было так.
В 1799 году на заброшенный склад, находившийся на оконечности возвышенной части Богородицкой улицы (дальше шла болотистая местность) «положили глаз» монахи-староверы Корсунского монастыря.
Для справки. Корсунский монастырь был построен в 1785–1787 годы. Он владел 14 тысячами десятин (15,4 тысячи гектаров), пожалованных князем Григорием Потемкиным. Сегодня на месте монастыря расположено село Корсунка, административно подчиненное Новокаховскому горсовету.
На его месте они решили построить свое подворье (городская церковь, принадлежащая монастырю, который находится в другой местности).
18 июня 1799 года архиепископ Новороссийский и Днепровский Гавриил по ходатайству игумена Корсунского монастыря Иоасафа дал благословение и разрешение на устройство церкви и причисление её к монастырю. По окончании строительства она была освящена во имя Пресвятой Богородицы. В обширных ее подвалах были обустроены монашеские кельи. В них жили (постоянно или наездами) монахи, собирающие пожертвования в пользу своего монастыря. Вероятнее всего, от этого пошло название церкви среди херсонцев – Монастырек. Кроме самой церкви, были построены флигель, сараи и другие хозяйственные постройки. Весь участок Монастырька занимал почти полквартала, вытянувшись вдоль Торгового переулка от Богородицкой до Михайловской улицы (сегодня соответственно – улицы 21 Января, Краснофлотская, Петренко).
В 1818 году церковь расширилась за счет пристройки трехъярусной колокольни и деревянного барабана с куполом. С 1834 года Богородицкая Старообрядческая церковь получила статус единоверческой и стала называться Свято-Рождественской. Почти век ее священнослужители сеяли вечное семя православной веры. Последняя литургия состоялась в конце января 1930 года. В феврале того же года по постановлению Херсонского горсовета церковь закрыли, ее ценности национализировали, а здание передали «на культурные нужды» 8-й трудовой школе (позже школа № 34). Из церкви сделали спортивный зал и учебные мастерские. Чего только не вынес многострадальный храм! Внутри него, где людей учили смирению и любви к ближнему, боксеры спортклуба в кровь разбивали носы и брови, а снаружи на его стенах, невзирая на мемориальную плиту, возвещающую, что это памятник архитектуры, пэтэушников обучали кладке облицовочной плитки.
Годы забвения церкви прошли. Ее передали общине верующих, и храм восстанавливают.